ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ Выполнила Фаррахова Э.Р.
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критические воспринимать окружающее. Д. Родари
КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ 1. Зачин. (В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…). 2. Основная часть. 3. Концовка. (Стали они жить – поживать и добра наживать или Устроили они пир на весь мир…).
КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева предложила типологию сказок, которая включает в себя: художественные (народные и авторские) сказки; психотерапевтические сказки; дидактические сказки; медитативные сказки.
В фольклористике наиболее популярна классификация сказок,созданная В.Я.Проппом. Он выделил следующие типы сказок: сказки о животных; сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты); кумулятивные сказки.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ 1. Первичное восприятие сказки Восприятие «сказочного урока» сказки состоит из следующих этапов: расширение – обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации; закрепление – осознание нравственного урока и проблемной темы сказки; интеграция – соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание; -резюмирование – подводим итог проведенной работе
2. Подготовка к первичному восприятию Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет. Цель - создать комфорт и заинтересованность. Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру. Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку ("Горшок каши" Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой "Золушка", образная игра "Варим кашу"), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами. Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими. В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности. Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.
3. Проверка первичного восприятия сказки 4. Анализ содержания сказки 1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). 2. Анализ героев и образов. 3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. 4. Способы совладания с затруднениями. 5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.
МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ Моделирование сказок Выразительные движения Проблемные ситуации Творческие задания Сказки, но по-новому Сказки о бытовых предметах Узнай сказку по песенке героев Продолжи сказку От точек - к сказке Нарисуй сказку Игровые задания
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!