Л. Н. Толстой «Анна Каренина» « Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Каренине» я любил мысль семейную…» (Л.Н. Толстой)
Роман Анна Каренина был задуман и написан в переломную эпоху, в годах, когда русская жизнь преображалась на глазах. И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической эпохи, которая и отразилась в его романе рельефно и отчетливо. В романе «Анна Каренина», как и во многих произведениях Л.Толстого, переплетаются несколько тем, он реалистически воссоздает картины русской жизни после реформы 1861 года. Однако одной из основных этом в этом произведении, безусловно, является трагедия семьи. У Толстого поднята, возможно, одна из главных тем: женщина и общество. Защищает женщину общество или губит? И если губит, значит, мир несовершенен и в нем нужно что-то менять. Автор не только воссоздал жизнь общества, но и отразил основные модели семьи.
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» Семья Стивы Облонского
«Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они». Для самого Стивы семья чисто внешняя оболочка, необ ходимая часть общественного устройства. «… он чувствовал тяжесть своего положения и жалел жену, детей и себя самого»
Семья Каренина
Семья Карениных раскрывает уже иной тип отношений. Долли вспоминает, что ей «не нравился самый дом их; что-то было фальшивое во всем складе их семейного быта».
Каренин совершенно иной тип человека, чем Стива, но понимание семьи у них во многом одинаково. Для Алексея Александровича Каренина семья не более чем узаконенная форма отношений. Каренин понимает, что он бессилен, что «все против него и что его не допустят сделать то, что казалось ему теперь так естественно и хорошо, а заставят сделать то, что дурно, но им кажется должным». Мнение света, традиции общества оказываются для него более значимы, ведь человек этот живет, руководствуясь, прежде всего, рассудком, разумом. За ним стоит целый мир, чуждый человечности. Каренин один из элементов государственного механизма.
Семейная драма Анны приобретает более глубокий смысл. Речь идет уже о столкновении живой человеческой души с системой общественных установлений. Трагедия героини становится не только личной, но приобретает и социальную окраску.
Попытка Анны и Вронского создать семью терпит крах. По мнению автора, кроме истинной любви людей должны связывать и другие интересы. Вронский, хотя и любит Анну неподдельно, но приоткрывает ей лишь часть своей души. А в этом случае невозможно создать счастливую семью.
«Я не виновата в том, что Бог сделал меня такою, что мне нужно любить и жить». Для большинства героинь Л.Н.Толстого идеальная семья истинное и единственное счастье. И трагедия Анны Карениной в основе именно семейная. Ее идеал - любовь бескомпромиссная.
Семья Левина
Параллельно с историей Анны и Вронского развивается история любви Кити и Левина, которые создают счастливую семью. Образ Левина, его мысли и чувства особенно близки Толстому. Именно этот герой осуществил свой семейный идеал. Для него семья главное условие духовно содержательной, истинно нравственной и трудовой жизни. В конце романа Левин все же выражает искреннюю надежду, что его жизнь «не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, который я властен вложить в нее!».
Какие нравственные уроки жизни дает Толстой в романе? Нельзя жить одной только любовью и для любви. Любви требуется простор, нужна полнокровная жизнь с деятельностью и общением. Иначе жизнерадостный, сердечный, добрый и общительный человек, полно и самозабвенно отдавшийся большому чувству, превратится (как это случилось с Анной) в раздраженное, глубоко несчастное существо, рядом с которым даже дышать будет трудно. Это главный закон любви, и нарушение его чревато последствиями: приходит усталость, раздражение, может быть, ненависть – словом разрушение личности.
Роман "Анна Каренина" был завершен в 1877 г. А всего два года спустя, в 1879 г., Толстой, подобно Левину, разочаровался в прежних устоях жизни и обратился к религии, как к высшей жизненной ценности. Писатель, как и его герой, усомнился, что официальная русская православная церковь является подлинным носителем христианских идеалов, и развил собственное религиозное учение, названное "новым христианством". Оно отразилось как в религиозно-философских и публицистических работах Толстого, так и в последнем его большом романе "Воскресение".