ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012), профессиональный стандарт педагога (2013).
Основные этапы продвижения ряда новых идей в образовании. Участие России в программе «Обучение в течение жизни» и принятие «Дорожной карты». (2005) Берлинское и Хельсинское соглашения России и ЕC по вопросам стандартизации образования. (2005, 2006) Разработка и принятие «Национальной рамки квалификаций» (2009) Разработка и реализация НОИ «Наша новая школа» (2009) Введение комплекса ФГОС по всем уровням образования ( ) Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) Стандарт профессиональной деятельности педагога (2013).
дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование среднее (полное) общее образование начальное профессиональное образование среднее профессиональное образование высшее профессиональное образование – бакалавриат, специалитет, магистратура послевузовское образование - подготовка кадров высшей квалификации. дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование среднее общее образование среднее профессиональное образование высшее образование - бакалавриат высшее образование - специалитет, магистратура высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации Система образования в Российской федерации (10.4)
«Ступень» образования «уровень» образования. «образовательное учреждение» «образовательная организация» Факторы: Подход к общему образованию как элементу подготовки профессиональных кадров. Изменения в системе учебных заведений РФ Изменение характера образовательной деятельности учреждений (например, в организациях, осуществляющих обучение, у ИП и др.) Изменения в формах получения образования (например, самообразование) Изменение принципов функционирования образовательных учреждений (например, сетевая организация) Введение наименований «уровень образования» и «образовательная организация» ( )
Образовательные организации: государственная муниципальная частная Виды образовательных организаций: дошкольная образовательная организация общеобразовательная организация профессиональная образовательная организация образовательная организация высшего образования Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Виды образовательных организаций (22, 23)
Образовательная деятельность осуществляется: образовательными организациями организациями, осуществляющими обучение индивидуальными предпринимателями. На организации, осуществляющие обучение и индивидуальных предпринимателей (и их участников) распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций. Осуществление образовательной деятельности (21, 1-2)
Общеобразовательная организация (23.2) Общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения. Формы реализации образовательных программ: «традиционная» сетевая (ст. 15) Программы, реализуемые в общеобразовательных организациях (23.4)
Формы получения общего образования (17.1-4; ) Общее образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Начальное, основное, среднее общее образование может быть получено в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной аттестации и ГИА в образовательных организациях.
Формы обучения: очная, очно-заочная или заочная. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной ООП определяются родителями обучающегося с учетом его мнения Обучающимся предоставляются академические права на: обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Формы обучения, в т.ч. в общем образовании ( , 63.4, 34.1).
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения по реализуемым ими образовательным программам. К компетенции образовательной организации относятся: разработка и утверждение образовательных программ; осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; Образовательное учреждение доводит до обучающихся информацию о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей несовершеннолетних обучающихся, и ее размер. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования в родительскую плату, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.
Понятие «академической задолженности». Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. При семейном образовании – родители обязаны создать условия для своевременной ликвидации задолженности. В образовательной организации – ликвидация задолженности в установленные сроки или: повторное обучение (с согласия родителей) перевод на адаптированные программы (с согласия родителей и рекомендациями псих.-мед.-педаг. комиссии) перевод на обучение по ИУП (с согласия родителей). Обучающиеся на семейной форме получения общего образования, не ликвидировавшие задолженность, переводятся на обучение в образовательной организации.
Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам. в специально созданных условиях. Специальные условия: специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника) организация обучения детей с ОВЗ возможно совместно с другими обучающимися, в отдельных классах и группах, иных организациях, осуществляющих обр. деятельность.
Введение профессионального стандарта педагога Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544 н
Группы видов профессиональной деятельности Преподаватели в средней школе Преподаватели в системе специального образования Преподавательский персонал начального образования Персонал дошкольного воспитания и образования Преподавательский персонал специального обучения
Основная цель видов профессиональной деятельности Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Назначение стандарта Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется работодателями при: формировании кадровой политики и в управлении персоналом; организации обучения и аттестации работников; заключении трудовых договоров; разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт Обобщенные трудовые функции Трудовые функции наименование уровень квалификации Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Общепедагогическая функция. Обучение 6 Воспитательная деятельность 6 Развивающая деятельность 6
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт Обобщенные трудовые функции Трудовые функции наименование уровень квалификации Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования 5 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования 6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования 6 Модуль "Предметное обучение. Математика"6 Модуль "Предметное обучение. Русский язык"6
Трудовые действия. Обучение Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды Планирование и проведение учебных занятий Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Формирование универсальных учебных действий Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) Формирование мотивации к обучению Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Трудовые действия. Воспитание Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности Проектирование и реализация воспитательных программ Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Трудовые действия. Развитие Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети- сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
Программы, в составлении которых участвует педагог (по стандарту) программы учебных дисциплин; программа коррекционной работы; программы профилактики различных форм насилия в школе; программы индивидуального развития ребенка ; программы навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
Программы, в составлении которых участвует педагог (по ФГОС) программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программа воспитания и социализации обучающихся, включающая такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы, включающая организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Профессиональное образование осуществляется в образовательных организациях. Профессиональное обучение – в т. ч. на рабочем месте, в форме самообразования. Итог – квалификационный экзамен. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений. Формы и условия профессиональной подготовки, в т.ч. Педагогического персонала (73.6, 79.9).
Педагог: изменение требований к нему и характера его деятельности. два отдельных вида деятельности: присмотр и уход и оказание образовательных услуг; общий стандарт педагога дошкольного и школьного образования: единые требования; необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя; проектирование своей образовательной деятельности.