1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ А.М.Кондаков Российская академия образования "Первое направление национальной образовательной стратегии - разработка нового поколения образовательных стандартов Президент Российской Федерации Д.А. Медведев
2 планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия организация и содержание К результатам освоения основных образовательных программ К структуре основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ Особенности ФГОС: стандарт как система требований
3 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Общественный договор и государственная ответственность ФГОС - конвенциональная норма, реализующая общественный договор о требованиях к результату общего образования
4 Стандарт общественного согласия Новый социальный статус ФГОС – конвенциональная норма, отражающая социальные потребности и запросы личности, семьи, общества и государства
5 Система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям осуществления на всей территории Российской Федерации, механизм реализации как конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов образовательной системы за соблюдение этого права Новый юридический статус ФГОС
6 ШКОЛА – ФУНДАМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек. Как личность и как гражданин» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев «Прежде всего надлежит создать гражданина и когда задача эта будет осуществлена – гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас, обыкновенно, проповедуют наоборот» П.А.Столыпин
7 Новые функции стандарта Формирование российской (гражданской) идентичности как фундамента развития гражданского общества Обеспечение сочетаемости и сопоставимости российской и лучших зарубежных систем образования Обеспечение гуманизации образования, создание новой культуры образовательной среды школы, привлекательной, комфортной и здоровой для учащихся, учителей, родителей и управленцев
8 Требования к результатам образования Формирование российской идентичности Ценности российского общества: Социальная справедливость Жизнь человека, его благосостояние и достоинство Свобода – личная, индивидуальная Межнациональный мир Семейные традиции Патриотизм – вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю Послание Федеральному Собранию. 5 ноября 2008 года
9 Ценностные ориентиры методологии образования Российская идентичность Этнокультурная и региональная идентичность Гражданская идентичность Общечеловеческая идентичность «…межнациональный мир – одна из главных наших ценностей. Фактор способный серьезно упрочить нашу Федерацию – поддержка национальных традиций и культур народов России Президент Российской Федерации Д.А. Медведев
10 Человек ХХI века Ориентированность на знание и использование новых технологий Активное стремление расширить жизненный горизонт Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего Активное финансовое поведение Здоровый и безопасный образ жизни Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации
11 Требования к результатам образования «Модернизация школы. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев От «догоняющей» модели модернизации образования к «опережающей», основанной на российской ценностной, духовной и культурной базе Переход от копирования западных моделей реформирования образования к проектированию стандартов как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства
12 Ключевые результаты образования как ведущей социальной деятельности общества Формирование российской (гражданской) идентичности Консолидация общества в условиях роста его разнообразия Взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп Социальное выравнивание общества за счет доминирования активной части среднего класса Конкурентоспособность личности, общества и государства
13 Требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования совокупность компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемая личностными, семейными и государственными потребностями к результату освоения основных общеобразовательных программ
14 Общие требования Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Начальная школа Старшая школа Требования к результатам: базовые компоненты Система нормативных требований Основная школа
15 Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования, соответствующие современным представлениям об обобщенной структуре личности и деятельности человека, характеризующие: Интеллектуальную сферу человека Ценностно-этическую сферу Трудовую сферу человека (ценность труда) Коммуникативную сферу человека Эстетическую сферу человека Физическую сферу человека
16 Требования к результатам освоения основных образовательных программ, имеющие универсальное, метапредметное значение организация своей деятельности, сотрудничество и взаимодействие в группе; оценка достигнутого результата ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности; умения работать с разными источниками информации готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в системе профессионального образования гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни и деятельности, умение оценивать с позиций социальных и моральных норм поступки (собственные и других людей)
17 Требования к результатам освоения основных образовательных программ, отражающие предметные знания: знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета понимание причинно-следственных и иных связей и взаимозависимостей предметов, их объективной значимости владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования способность и умение на основе полученных навыков и знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических ценностей умения применять приобретенные умения, навыки и знания для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей
18 Требования к результатам образования Портрет будущего выпускника школы – гражданина России Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность
19 Требования к структуре основных образовательных программ Система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования
20 Основная образовательная программа Целевой компонент Основные средства реализации образовательного процесса Начальная школа Старшая школа Требования к структуре: базовые компоненты Система нормативных требований Оценка Основная школа
21 Объекты нормирования БОП Программы развития УУД Примерные учебные программы Система оценки Ядро содержания образования образовательный процесс: проектирование, лицензирование, обеспечение, реализация Другие матери- алы Программы воспитания и социа- лизации Требования к структуре: система нормативов Программы внеурочной дея- тельности
22 Целевая установка системы образования при проектировании стандартов второго поколения Развитие « компетентности к обновлению компетенций » и мотивации к обучению на разных этапах развития личности учащихся
23 Требования ФГОС и образовательный процесс Финансы Кадры Мат-тех база Инфраструктура Базисный образовательный план Программы воспитания и социализации Концепция образовательных областей Планируемые результаты обучения Универсаль ные учебные действия Примерные программы Фундаме нтальное ядро содержания Ценност ные ориентир ы Внеучебные Внешкольные УМК Базисный Т
24 Базисный образовательный план начальной школы Учебные предметы / Количество часов в неделю Всего классы IIIIIIIV Инвариантная часть Русский Чтение Иностранный Математика Окружающий мир Музыка Худ.труд Физ.культура ИТОГО
25 Базисный образовательный план начальной школы. Внеучебная деятельность направления / классы Количество часов в неделю Всего IIIIIIIV Спортивно- оздоровительное Художественн о-эстетическое Научно- познавательно е Военно- патриотической е Общественно- полезная деятельность Проектная деятельность ИТОГО 10 40
26 Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Знаниевый компонент Историко-географический образ России Социально-политическое устройство Знания о своей этнической и региональной принадлежности Культурное и научное наследие России Мировое культурное и научное наследие Ориентация в системе морально- нравственных норм и ценностей Основы здорового и безопасного образа жизни
27 Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Ценностно-мотивационный компонент Принятие этнической идентичности Любовь к Родине Толерантность, готовность к диалогу с представителями разных культур Уважение ценности семьи, здоровья, труда, окружающей среды Сформированность морально- нравственной позиции личности
28 Требования к результатам образования Сформированность российской идентичности Поведенческий компонент Участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций Выполнение норм и требований школьной жизни Умение вести диалог, разрешать конфликты Следование моральным и нравственным нормам Участие в общественной жизни Умение строить жизненные планы
29 Требования к условиям реализации основных образовательных программ Система нормативов и регламентов Кадровых Финансово-экономических Учебно-материальных Материально-технических Информационных Гигиенических и др. необходимых для реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования
30 Требования к условиям реализации основных образовательных программ Важнейшее условие - комфортная, дружественная по отношению к учащимся и учителям образовательная среда, адекватная задачам достижения Личностного Социального Познавательного (интеллектуального) Коммуникативного Эстетического Физического Трудового развития обучающихся
31 Требования к информационному обеспечению реализации основой образовательной программы общего образования Требования к обеспечению каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов
32 ФГОС как система требований Установление четкой взаимосвязи и взаимообусловленности планируемых результатов освоения основных образовательных программ, организации и содержания образовательного процесса, его ресурсного обеспечения позволяет создает систему эффективного управления качеством образования в общеобразовательном учреждении
33 Обсуждение standart.edu.ru
34 Контакты Кондаков Александр Михайлович Телефон: (495) Факс: (495) Спасибо за внимание!