Проектная деятельность в ДОУ «Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – самый благородный; Путь подражания – самый легкий; Путь личного опыта – самый тяжелый путь» Конфуций Конфуций
Метод проектирования- это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Типы проектов 1. Исследовательские проекты («Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Здоровое питание»); 2. Творческие проекты («В гостях у сказки», концерт для мам, вернисаж «Красивое своими руками»); 3.Приключенческие, игровые проекты («Моя любимая игрушка», «Мы –космонавты»; 4.Практико-ориентированные проекты (благоустройство группы, уход за клумбой); 5. Комплексные проекты («Моя родина – Россия», «День птиц», «Книжкина неделя»
Проекты подразделяются: По составу участников (индивидуальные, групповые, парные) По срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные и долговременные) По тематике (семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности)
Основные структурные элементы проекта Титульный лист Эпиграф Цель Проблемные вопросы Аннотация проекта Тип проекта Гипотеза и задачи, этапы реализации Выводы и результативность, информационные ресурсы
Задачи обучения проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста: Вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога). Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом). Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)
Старший дошкольный возраст: Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Формирование умения определять метод решения проблемы сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно Формирование умения решать поставленную задачу с использованием различных методов. Формирование умения вести конструктивную беседу, пользоваться специальной терминологией.
Этапы реализации проекта 1. Организационно-подготовительный (подборка программно-методического обеспечения, пополнение предметно- развивающей среды) 2. Диагностический (выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта, уровень родительской компетентности в вопросах обозначенной темы проекта)
3. Практический этап Определение содержания работы; Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями, коллегами, внедрение нетрадиционных форм работы с детьми Форма проведения презентации
4 этап - заключительный Подведение итогов, определение новых задач для будущих проектов
Проектные мероприятия способствуют: (педагогам) Повышению уровня профессионального мастерства педагогов; Умению работать в творческом режиме, интегрируя свою деятельность с деятельностью коллег в рамках избранной темы, Участию в разработке и реализации интерактивных форм повышения профессионального мастерства, Выбору эффективных форм обобщения и презентации опыта своей работы, Овладению навыками ведения мониторинга по реализации проектных мероприятий, Переходу на более высокую ступень профессионального мастерства.
Детям Способствуют расширению знаний ребенка о различных областях действительности; Расширяются общие способности детей – познавательные, коммуникативные; Малыш приобретает навык публичного представления своих мыслей; Дети приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Родителям Развиваются детско-родительские отношения; Ребенок оказывается содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая близким взрослым уже в знакомых ситуациях новое Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием, которое они могут представить в виде альбомов, увлечений, традиций.
Литература: «Дошкольная педагогика» г. «Ребенок в детском саду» г. «УДОУ» г. «Справочник старшего воспитателя» г.