Проблемное обучение Модель организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления, закон.
Особенности содержания обучения проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной; дидактическое содержание материала представляется как цепь проблемных ситуаций; часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии развития научного знания.
Типология проблемных ситуаций: по содержанию неизвестного; по уровню проблемности; по виду рассогласования информации; по методическим особенностям.
Проблемные ситуации по содержанию неизвестного: цель; объект деятельности; способ деятельности; условия выполнения деятельности.
Проблемные ситуации по уровню проблемности: возникающие независимо от приемов; вызываемые и разрешаемые учителем; вызываемые учителем, разрешаемые учеником; самостоятельное формирование проблемы и решения.
Проблемные ситуации по виду рассогласования информации: неожиданности; конфликта; предположения; опровержения; несоответствия; неопределенности.
Проблемные ситуации по методическим особенностям: непреднамеренные; целевые; проблемное изложение; эвристическая беседа; игровые проблемные ситуации; проблемное решение задач; проблемные задания; проблемная демонстрация; исследовательские лабораторные работы; мысленный проблемный эксперимент; проблемный фронтальный эксперимент.
Педагогическая проблемная ситуация Психологическая проблемная ситуация Ситуация когнитивного диссонанса Анализ Формулировка проблемы (осознание неизвестного) Информация Поиск решения проблемы (проверка гипотезы) Анализ Новые знания, умения и навыки, способы учебной деятельности
Приемы создания проблемных ситуаций: подвести к противоречию и предложить найти способ его разрешения; столкнуть противоречия практической деятельности; изложить разные точки зрения на один и тот же вопрос; предложить рассмотреть явление с различных позиций (ролей); определить проблемные теоретические и практические задания; поставить проблемные задачи.
Виды проблемных задач и заданий: с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психологической инерции.
Литература: 1. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.: Знание, Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, Оконь В. Основы проблемного обучения. – М., 1968.