Система лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в Ханты- Мансийском автономном округе Докладчик – начальник управления лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения автономного округа, кандидат медицинских наук Попов Андрей Николаевич
235 тысяч льготников 196 лечебных учреждений 3000 врачей и фельдшеров 98 точек отпуска лекарственных средств Аукционная закупка более 1100 наименований лекарственных средств
стали более доступны жизненно важные лекарственные средства; значительно улучшилось качество и продолжительность жизни больных гемофилией, рассеянным склерозом, диабетом, злокачественными заболеваниями крови и другими заболеваниями, лечение которых очень дорого; граждане стали получать постоянное амбулаторное лечение, что избавило людей от тяжёлых осложнений и длительных госпитализаций; по данным Минздравсоцразвития, почти на четверть снизилась смертность «льготных» категорий граждан; уменьшается число вызовов скорой помощи к хроническим больных.
Программы льготного лекарственного обеспечения РЛО 7 нозологий ОНЛС
Лечебные учреждения с трудом определяют потребности на перспективу, что сказывается на качестве заявки; Срыв поставок (лекарство снято с производства, закончилась регистрация, резко поднялась цена и т.д.) Требования законодательства к государственным закупкам мало подходят для закупки лекарственных средств, особенно для вновь выявленных пациентов или в случае изменения схем лечения; Имеются проблемы в обеспечении лекарственными средствами жителей сельской местности (и не только льготников); Рост обращений граждан в связи с нежеланием принимать воспроизведенные препараты; Проблемы с управлением товарными запасами из-за отсутствия реального страхового запаса на региональном аптечном складе;
Разработаны и утверждены приказом Департамента здравоохранения автономного округа «Методические рекомендации по осуществлению взаимодействия участников программ лекарственного обеспечения…» Введена процедура очной защиты заявки МО, в присутствии аптечной организации с данными о фактическом отпуске лекарств за предыдущие периоды Готовятся опережающие торги на ЛС для льготных категорий до конца 2009 года с целью зафиксировать цену и создать страховой запас ГП ХМАО-Югры «Аптечная база» позиционирована как Региональный аптечный склад (РАС) – полноценный логистический оператор, способный вести автоматизированный учёт товара, отслеживать его движение и обеспечивать перераспределение при необходимости Завершено формирование единого информационного пространства аптечной сети Изменена схема обеспечения - разделена поставка лекарственных средств (до РАС) и доставка ЛС до потребителя – будет создан страховой запас на РАС Отрабатывается механизм автоматизированной передачи данных об остатках лекарственных средств в аптечной организации в соответствующий орган управления здравоохранением МО (с сервера РАС)
Проведено 16 дополнительных закупок для вновь выявленных пациентов (на суммы от 80 тысяч до 29 млн. рублей) Проводится автоматизированная экспертиза предъявляемых счетов-реестров за лекарственные средства по 40 параметрам Подготовлены к печати информационные материалы по льготному лекарственному обеспечению для населения и СМИ («памятка») Направлены предложения в Государственую Думу и Минздравсоцразвития о совершенствовании законодательства в части обеспечения ЛС жителей сельской местности Установлено программное обеспечение по мониторингу зарегистрированных цен на ЛС Сформирован Регистр региональных льготников Подготовлен и будет размещён в ближайшее время на портале Департамента здравоохранения блок «Лекарственное обеспечение»
разработка эффективных механизмов распределения льготных и бесплатных лекарств на основе выделения целевых медико-социальных групп, оказывающих наибольшее влияние на показатели здоровья населения автономного округа; достижение полной информатизации процесса лекарственного обеспечения, создание единого информационного пространства в рамках общей информатизации отрасли (аптека – РАС - Департамент здравоохранения - ЛПУ); совершенствование системы управления запасами проведение антикризисных мероприятий
Сохранение участия бюджета в финансировании программ лекарственного обеспечения; Мониторинг и контроль уровня цен на фармацевтическом рынке; Обязательная регистрация предельных отпускных цен производителя; Преимущественное использование воспроизведённых лекарственных средств и ЛС отечественного производства (импортозамещение) Тактические цели (первоочередные) Поддержка отечественной фармацевтической отрасли; Разработка стандартов лечения с учётом качественных отечественных препаратов и фармакоэкономики (оптимальное соотношение «эффект-стоимость»); Внедрение страховых принципов в систему лекарственного обеспечения; Заключение соглашений государства с фармпроизводителями о снижении цен в обмен на гарантированные государственные закупки; Стратегические цели (перспективные)