«Основные принципы формирования, перспективы и задачи развития независимой системы оценки и сертификации квалификаций в России» Генеральный директор Александр Наумович Лейбович Российско-французская конференция Москва, 21 марта 2014 г.
Порядок наделения полномочиями организаций, выполняющих функции экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации квалификаций Утвержден решением Общественно-государственного совета системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол 7 от 5 декабря 2013 года) - Определяет правила и процедуру наделения и прекращения полномочий организаций, выполняющих функции экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации квалификаций
Функции Экспертно- методических центров (в закрепленной области профессиональной деятельности) : Разработка документов, регулирующих процедуры оценки и сертификации квалификаций Формирование банка оценочных средств Оказание методической и консультационной поддержки деятельности сертификационных центров Функции Центров оценки и сертификации квалификаций (в закрепленной области профессиональной деятельности) : Оценка квалификации соискателя Публикация информации о выданных сертификатах Подбор, организация подготовки и ведение реестра привлекаемых Центров оценки и сертификации квалификаций Консультирование работодателей 3
Порядок наделения полномочиями организаций, выполняющих функции экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации квалификаций Существенные особенности Работодатели, их объединения, профессиональные сообщества самостоятельно отбирают кандидатуры организаций, готовых выполнять функции экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации квалификаций Экспертно-методическим центром или центром оценки и сертификации квалификаций может быть организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе объединение работодателей или его подразделение Центром оценки и сертификации квалификаций не может быть образовательная организация Допускается совмещение функций экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации квалификаций в рамках одной организации, кроме образовательной организации
Соискатели Общая схема системы независимой оценки и сертификации квалификаций 5 Реестр системы Центры оценки и сертификации квалификаций Организаторы сертификации: отраслевые объединения, профсообщества (организационное и методическое обеспечение) Организации -Партнеры (ресурсная база Сертификации) Координационный орган (Минтруд+РСПП+ ….)
Федеральные органы государственной власти Структура системы независимой оценки квалификации Координационный орган независимой оценки квалификации Организаторы независимой оценки квалификации Центры сертификации квалификации Уполномоченная (базовая) организация Федеральный реестр независимой оценки квалификаци и Минтруд России Общероссийские объединения работодателей Соискатели Эксперты Организации – партнеры Ресурсные базы Общероссийские профсоюзы
Информационное обеспечение независимой оценки квалификации Федеральный реестр независимой оценки квалификации Организаторы независимой оценки квалификации Центры сертификац ии квалифика ции Минтруд России устанавливает перечень сведений, вносимых в федеральный реестр, порядок его формирования и ведения Организует формирование и ведение федерального реестра внесение сведений о выданных квалификацион ных сертификатах открытая информация о процедурах и результатах независимой оценки квалификации внесение сведений: о центрах сертификации квалификации; об экспертах по оценке квалификации Общероссийские объединения работодателей внесение сведений об организаторах независимой оценки квалификации
Применение результатов независимой оценки квалификации Работодатели : Подбор персонала Организация обучения сотрудников Формирование кадрового резерва Аттестация персонала Образовательные организации: Промежуточная аттестация Итоговая аттестация
Независимость оценки квалификации обеспечивается: проведением оценки квалификации в соответствии с используемым Национальным планом профессиональных стандартов свободой выбора центра сертификации квалификации работодателем, и (или) соискателем возможностью обжалования результатов независимой оценки квалификации
Основные отличия независимой оценки квалификации от аттестации персонала независимая оценка квалификации Область применения только в рамках трудовых отношений нет ограничений, в том числе по отношению к незанятым лицам; занятым лицам, не состоящим в трудовых отношениях; обучающимся; иностранным гражданам и лицам без гражданства Содержательная основа (требования к квалификации) требования конкретного работодателя профессиональные стандарты, иные квалификационные требования, утверждаемые в установленном законодательством порядке Возможность использования результатов оценки при переходе работника к другому работодателю имеются существенные ограничения отсутствие ограничений, т.к. обеспечивается единый методический подход к оценке кадрового ресурса в соответствии с потребностями сферы труда как правило, обязательность добровольность Принцип аттестация персонала
Кто оплачивает независимую оценку квалификации? Соискатель Работодатель Иное заинтересованное лицо Потенциальные работодатели Кадровые / рекрутинговые агентства Службы занятости Иные организации и физические лица Организации, осуществляющие образовательную деятельность
МОНИТОРИНГ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОЦЕДУР СЕРТИФИКАЦИИ Опрос 107 организаций 25% компаний и организаций готовы учитывать сертификаты по оценке квалификаций персонала от внешних организаций (из них 40% компаний - инновационные секторы) 28% компаний и организаций заявили о потребности в использовании услуг независимых систем сертификации квалификаций (персонала) 13% компаний и организаций готовы заказывать услуги по оценке персонала внешним организациям (из них 32% - инновационные секторы)
КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ ТРЕБУЮТСЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ
Территориальное распределение организаций, заявивших о потребности в использовании услуг независимых систем сертификации квалификаций (персонала)
Профессионально-общественная аккредитация (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 96) Работодатели, их объединения, вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией осуществляющей образовательную деятельность Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ - признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной образовательной организации, в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, требованиями рынка труда к специалистам соответствующего профиля
Положение о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность Утверждено совместным Постановлением Российского союза промышленников и предпринимателей и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» 30 декабря 2013 г. 224/04-р Регулирует организацию и проведение профессионально- общественной аккредитации образовательных программ 16
Профессионально-общественная аккредитация Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) Модель профессионально-общественной аккредитации в системе РСПП - ОПОРА Общероссийское объединение работодателей «Объединение предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса» (ОПОРА России) Общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей Уполномоченные организации (отраслевые, региональные объединения работодателей, крупные компании, иные работодатели, иные организации, в том числе профессиональные сообщества) Коорди- национ- ный орган Координи- рующая организа- ция решение о включении в реестр системы РСПП - ОПОРА представление информации
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!