Обучение сжатому изложению и сочинению – рассуждению Подготовка к ГИА по русскому языку
Экзаменационная работа 1. Сжатое изложение прослушанного текста. 1. Сжатое изложение прослушанного текста. 2. Тестовые задания. 2. Тестовые задания. 3. Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту. 3. Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.
Логические способы сжатия текста 1. Исключение (удаление деталей, подробностей) 1. Исключение (удаление деталей, подробностей) Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какому пути пойти, какое поприще выбрать. – Среди принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению с решением о том, по какому пути пойти. Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какому пути пойти, какое поприще выбрать. – Среди принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению с решением о том, по какому пути пойти.
2. Обобщение (объединение единичных существенных фактов в одно целое) 2. Обобщение (объединение единичных существенных фактов в одно целое) Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство и работу, увлекались до самозабвения. – В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу. Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство и работу, увлекались до самозабвения. – В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.
3. Упрощение (замена конкретных видовых фактов родовыми) 3. Упрощение (замена конкретных видовых фактов родовыми) Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали – всё это дорого сердцу художника. – Родная природа дорога сердцу художника. Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали – всё это дорого сердцу художника. – Родная природа дорога сердцу художника.
Языковые приёмы сжатия текста сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части; сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращённые простые; разбивка сложного предложения на сокращённые простые; перевод прямой речи в косвенную; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слёз переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. – Мы переживаем потому, что нас не понимают окружающие. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слёз переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. – Мы переживаем потому, что нас не понимают окружающие. 1.Способ сжатия – обобщение; приём – слияние двух смежных предложений, повествующих об одном и том же; 2. Способ сжатия – упрощение (замена видовых понятий «родители, учителя, одноклассники» родовым «окружающие»; приём - сокращение однородных членов предложения).
Как писать сжатое изложение 1. Выделите в тексте существенные, важные мысли. 1. Выделите в тексте существенные, важные мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей избавиться. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей избавиться. 6. Какие факты можно обобщить в соседних частях текста. 6. Какие факты можно обобщить в соседних частях текста. 7. Переведите информацию на «свой» язык. 7. Переведите информацию на «свой» язык. 8. Запишите сокращённый текст на черновике. 8. Запишите сокращённый текст на черновике.
Композиция сочинения - рассуждения Тезис (утверждение, положение) выражает основную мысль текста, которую требуется доказать. Тезис (утверждение, положение) выражает основную мысль текста, которую требуется доказать. Аргументы (факты, доказательства) Аргументы (факты, доказательства) Вывод Вывод Почему? Что из этого следует?
Речевые клише Переход от тезиса к аргументам Докажем это, в этом легко убедиться, это можно доказатьтак. Доказательства Во-первых, во-вторых, допустим, например, приведу примеры, действительно. Переход от аргументов к выводу Поэтому, вот почему, таким образом, итак, следовательно, значит.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему Внимательно изучаем задание. Внимательно изучаем задание. Читаем текст, по которому учащиеся пишут сочинение. Читаем текст, по которому учащиеся пишут сочинение. Вспоминаем теоретический материал (читаем справочную литературу, объясняем значение лингвистических терминов). Вспоминаем теоретический материал (читаем справочную литературу, объясняем значение лингвистических терминов). Определяем тезис. Определяем тезис. Подбираем аргументы. Подбираем аргументы. Делаем вывод. Делаем вывод.
На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Они помогают правильно и точно понять смысл текста. На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Они помогают правильно и точно понять смысл текста. Это можно доказать следующим образом. Во-первых, знаки препинания делят текст на значимые части. Так, разделительные знаки (. ! ?...) ставятся в конце предложений и помогают определить их границы. В предложении 7 (Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, потом прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть) запятые употребляются четыре раза. Две из них выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом (сберегая для потомства), а две другие разделяют однородные сказуемые (собирала, ставила, прятала, помнила). Во-вторых, знаки препинания передают интонацию автора или героев текста. Например, вопросительный знак выражает чувство удивления в предложении 23 (Это, по-твоему, плохо?). Восклицательный знак в предложении 18 (Не живи чужой жизнью!) передаёт душевные переживания матери, недовольной поведением дочери. Это можно доказать следующим образом. Во-первых, знаки препинания делят текст на значимые части. Так, разделительные знаки (. ! ?...) ставятся в конце предложений и помогают определить их границы. В предложении 7 (Я собирала четверостишия, ставила внизу даты, потом прятала их, сберегая для потомства, а многие помнила наизусть) запятые употребляются четыре раза. Две из них выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом (сберегая для потомства), а две другие разделяют однородные сказуемые (собирала, ставила, прятала, помнила). Во-вторых, знаки препинания передают интонацию автора или героев текста. Например, вопросительный знак выражает чувство удивления в предложении 23 (Это, по-твоему, плохо?). Восклицательный знак в предложении 18 (Не живи чужой жизнью!) передаёт душевные переживания матери, недовольной поведением дочери. Таким образом, знаки препинания необходимы в письменной речи. Благодаря пунктуации, она становится точной, понятной и выразительной. (105 слов) Таким образом, знаки препинания необходимы в письменной речи. Благодаря пунктуации, она становится точной, понятной и выразительной. (105 слов)
Сочинение – рассуждение на морально – этическую тему Подбираем краткую информацию о жизни и творчестве автора. Подбираем краткую информацию о жизни и творчестве автора. Внимательно читаем текст. Внимательно читаем текст. Находим ключевые слова. Находим ключевые слова. Определяем тему текста. Определяем тему текста. Даём характеристику героям на основании их поступков. Даём характеристику героям на основании их поступков. Раскрываем роль средств выразительности. Раскрываем роль средств выразительности. Выявляем авторскую позицию. Выявляем авторскую позицию. Формулируем основную мысль. Формулируем основную мысль.
Тема текста – дружба. Без неё трудно представить нашу жизнь. Дружба дарит нам радость общения и поддерживает в тяжёлую минуту. Она делает нас добрее и чище. Поэтому права Динка, которая дорожит друзьями и считает, что их нельзя обманывать. Тема текста – дружба. Без неё трудно представить нашу жизнь. Дружба дарит нам радость общения и поддерживает в тяжёлую минуту. Она делает нас добрее и чище. Поэтому права Динка, которая дорожит друзьями и считает, что их нельзя обманывать. Во-первых, Динка не может предать ребят, потому что они настоящие друзья. Андрей и Лёня хорошо понимают подругу и заботятся о ней (предложения 8-10, 20). Во-вторых, Динка – добрый и совестливый человек. Она искренне переживает за ребят, старается не причинить им боль (предложения 7, 19). Динка сама принимает важное решение, и, хотя оно даётся ей нелегко, совесть её чиста. Во-первых, Динка не может предать ребят, потому что они настоящие друзья. Андрей и Лёня хорошо понимают подругу и заботятся о ней (предложения 8-10, 20). Во-вторых, Динка – добрый и совестливый человек. Она искренне переживает за ребят, старается не причинить им боль (предложения 7, 19). Динка сама принимает важное решение, и, хотя оно даётся ей нелегко, совесть её чиста. Таким образом, автор убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали(112 слов). Таким образом, автор убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали(112 слов).