Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации и полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе.
Кафедра предпринимательского и финансового права Социально - правовые аспекты деятельности предпринимателей на территории розничных рынков в Северо - Кавказском федеральном округе
Все население городскоесельское Северо - Кавказский федеральный округ Республика Дагестан Республика Ингушетия Кабардино - Балкарская Республика Карачаево - Черкесская Республика Республика Северная Осетия - Алания Чеченская Республика Ставропольский край На 1 января 2011 года
Розничная торговля Макроструктура (товары народного потребления и производственно- технического назначения) Микроструктура (удельный вес определенного товара) Товарно-групповая структура (товар по назначению) Товарно- ассортиментная структура (соотношение отдельных видов товара
Розничная торговая сеть Признак мобильности Товарно-ассортиментная направленность Иммобильные (магазины) Полумобильные (павильоны, палатки, ларьки, киоски) Полностью мобильные (развозная и разносная) Смешанная (продажа двух или более видов товара) Специализированная (продажа отдельных видов товара) Универсальная (сочетающая разнородные виды товара)
универсальный рынок - розничный рынок, на котором менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере торговли ;
специализированный рынок - розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере торговли
С Т Р А Т Е Г И Я социально - экономического развития Северо - Кавказского федерального округа до 2025 года Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях Кабардино- Балкарской Республики, Карачаево- Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, до 2025 года.
Северо - Кавказский федеральный округ отличается сложным, разнообразным этническим составом, сконцентрированным на относительно небольшой территории, что обусловливает прямую зависимость состояния общественно - политической обстановки от ситуации в сфере межнациональных отношений.
Современная общественно - политическая и этнополитическая обстановка в Северо - Кавказском федеральном округе характеризуется рядом выраженных негативных социальных тенденций, проявлениями этнополитического и религиозного экстремизма, а также высоким конфликтогенным потенциалом. Внешними факторами, дестабилизирующими этнополитическую и межконфессиональную ситуацию в Северо - Кавказском федеральном округе, являются следующие факторы : активность международной террористической сети, использующей этнический и религиозный факторы ; стремление ряда радикальных международных организаций к эскалации этнополитической и межконфессиональной напряженности, включая стремление к переделу административно - территориальных границ указанного федерального округа ; импорт радикальных форм ислама на территорию указанного федерального округа.
Внутренними факторами, способствующими обострению этнополитической ситуации в Северо - Кавказском федеральном округе, являются следующие факторы : широкое распространение коррупции ; проявление этнополитического и религиозно - политического экстремизма ; неурегулированность земельных отношений, порождающая большинство межнациональных конфликтов, в том числе на бытовом уровне ; межэтническая напряженность на фоне слабой общегражданской идентичности ; популяризация экстремистской идеологии в силу высокого уровня безработицы и социальной необустроенности населения ; продолжающийся отток русского населения. Общественно - политическая и социально - экономическая значимость предотвращения оттока русского населения и создание условий для его возвращения и безопасного и комфортного проживания на территории Северо - Кавказского федерального округа была обозначена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, а также общественными лидерами этого федерального округа 19 мая 2010 г. на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, посвященном ситуации на Северном Кавказе.
За период с 1989 по 2002 год субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо - Кавказского федерального округа, покинули около 300 тыс. русских (27,5 процента общей численности населения ). В последние годы темпы оттока несколько снизились, но обозначилась тенденция оттока русского населения из некоторых районов Ставропольского края. Сегодня прекращение оттока и возвращение русского населения на территорию Северо - Кавказского федерального округа является стратегической задачей. Русское население для Северо - Кавказского федерального округа не только важнейший фактор стабилизации этнополитической ситуации, но и источник высококвалифицированных кадров, необходимых для обеспечения устойчивого развития этого федерального округа и достижения его инвестиционной привлекательности.
При этом в Республике Дагестан приоритетными отраслями экономики являются производство строительных материалов, пищевая промышленность, добыча минералов и руд, топливная промышленность и легкая промышленность, в Республике Ингушетия - легкая и топливная промышленности, производство строительных материалов, в Кабардино - Балкарской Республике - легкая промышленность, добыча минералов и руд и металлургическая промышленность, в Карачаево - Черкесской Республике - легкая промышленность, добыча минералов и руд, производство строительных материалов и металлургия, в Республике Северная Осетия - Алания - производство строительных материалов, легкая промышленность, металлургия, добыча минералов и руд и химическая промышленность, в Чеченской Республике - производство строительных материалов, топливная, пищевая и легкая промышленности, в Ставропольском крае - практически все сектора промышленности, наиболее перспективными из которых являются химическая промышленность, машиностроение и производство строительных материалов.
Агропромышленный комплекс, включающий сельское хозяйство и пищевую промышленность, является важнейшим сектором экономики Северо - Кавказского федерального округа. Вклад сектора в валовой региональный продукт указанного федерального округа в 2008 году составил 18 процентов, из которых 15 процентов приходятся на сельское хозяйство и 3 процента - на пищевую промышленность. В Кабардино - Балкарской Республике и Карачаево - Черкесской Республике вклад агропромышленного комплекса в валовой региональный продукт федерального округа достигает 26 процентов. Агропромышленный комплекс обеспечивает рабочими местами 24 процента населения, занятого в экономике Северо - Кавказского федерального округа. В некоторых субъектах Российской Федерации, входящих в указанный федеральный округ, налоговые отчисления агропромышленного комплекса составляют основу налоговых поступлений в бюджеты. По данным за первое полугодие 2010 г., доля агропромышленного комплекса в налоговых поступлениях Кабардино - Балкарской Республики составляет 37,4 процента, в Карачаево - Черкесской Республике и Ставропольском крае продукция агропромышленного комплекса формирует более одной третьей поступлений от внешней торговли.
По объемам выпуска пищевых продуктов субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, значительно отстают от других субъектов Российской Федерации, что свидетельствует о недостаточном уровне развития перерабатывающей промышленности. Пищевая промышленность Северо-Кавказского федерального округа представлена производством алкогольных напитков и минеральной воды. Республика Дагестан 1-е место по выпуску коньяка и 4-е место по выпуску шампанского в Российской Федерации 4-е место по выпуску водки и ликероводочной продукции и 3-е место по выпуску вин, 3-е место по выпуску шампанского, а Ставропольский край - 2- е место по выпуску коньяка и вин Кабардино- Балкарская Республика Республика Северная Осетия- Алания
Отличительной чертой сельскохозяйственной отрасли Северо - Кавказского федерального округа является преобладание доли личных подсобных хозяйств. В балансе ввоза - вывоза продукции преобладает вывоз сельскохозяйственной продукции низкого передела и ввоз продуктов питания глубокой степени переработки, что подтверждает низкий уровень развития пищевой перерабатывающей промышленности.
Развитие агропромышленного комплекса является приоритетным для всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо - Кавказского федерального округа. По результатам анализа перспективным направлением для развития в Северо - Кавказском федеральном округе является производство следующих видов продукции : баранина, говядина и продукты их переработки ; птица и продукты ее переработки ; молоко и кисломолочная продукция, в том числе сыры, творог, йогурты и др.; растительные и животные масла ; зерно и мукомольная и крупяная продукция ; виноград, вина и коньячная продукция ; фрукты и ягоды ( в свежем виде, а также в виде соков и пюре ); овощи в свежем и консервированном видах ; минеральные воды ; сахар.
В Северо - Кавказском федеральном округе осуществляют деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Значительная часть субъектов малого и среднего бизнеса сосредоточена в торговле и в наиболее приоритетных секторах экономики Северо - Кавказского федерального округа - строительстве, агропромышленном комплексе и туризме. Особенностью Северо - Кавказского федерального округа является высокая численность индивидуальных предпринимателей. Если количество индивидуальных предпринимателей соответствует среднероссийскому показателю человек на 10 тыс. жителей, то количество малых и средних предприятий по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо - Кавказского федерального округа, в 2 -7 раз ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В целях улучшения доступа малого и среднего предпринимательства к финансированию целесообразно предусмотреть: предоставление грантовой поддержки начинающим предпринимателям (предоставление грантов предпринимателям на создание собственного дела, а также проведение образовательных программ для претендентов на гранты); реализацию мер по развитию системы микрофинансирования (предоставление займов на пополнение фондов как самим предприятиям, так и кредитным кооперативам);
Выставочно - ярмарочная деятельность в Северо - Кавказском федеральном округе поддерживает участие местных производителей товаров и услуг в экономически и социально значимых выставочно - ярмарочных мероприятиях, способствующих развитию экономического потенциала Северо - Кавказского федерального округа и направленных на привлечение инвестиций в отдельные отрасли экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо - Кавказского федерального округа, технологическое обновление приоритетных отраслей промышленности, развитие малого и среднего бизнеса, реализацию инновационных проектов, пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта, защиту материнства и детства, а также развитие экспортных возможностей Северо - Кавказского федерального округа на рынках стран ближнего и дальнего зарубежья. Выставочно - ярмарочная деятельность оказывает стимулирующее влияние на повышение экономической активности в Северо - Кавказском федеральном округе.
С учетом возрастающей роли торгово - промышленных палат в развитии выставочно - ярмарочной деятельности в ряде субъектов Российской Федерации администрации ( правительства ) принимают решения о передаче всех полномочий по координации в этой сфере деятельности торгово - промышленным палатам. Одним из инструментов повышения роли торгово - промышленных палат в выставочно - ярмарочной деятельности является развитие системы деловых центров. Вместе с тем наблюдается нехватка систематизированной оперативной информации и рекомендаций о зарубежных выставках и ярмарках, наиболее перспективных для российских экспортеров. Серьезной проблемой является нехватка выставочных площадей и их качество, не соответствующее современным требованиям. Целесообразно в тесном взаимодействии с администрациями субъектов Российской Федерации разработать схемы финансирования создания и модернизации выставочных комплексов, формы участия в них торгово - промышленных палат.
Целевыми показателями социально- экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на 2025 год являются: снижение безработицы до 5 процентов путем активного создания новых рабочих мест (более 400 тыс. рабочих мест); обеспечение высоких среднегодовых темпов роста экономики ( процентов); диверсификация экономики (увеличение вклада агропромышленного комплекса, промышленности, туризма и строительства в экономику с 39 до 47 процентов); рост доходов населения (увеличение средней заработной платы до 23,8 тыс. рублей в год); повышение бюджетной обеспеченности (до 48 тыс. рублей на душу населения); снижение нагрузки на федеральный бюджет (снижение доли дотаций в доходах бюджетов с 66 до 43 процентов).
В районе г. Пятигорска расположены крупные оптово-розничный рынки Северо- Кавказского федерального округа (рынок «Людмила», «Лира», «Аргашовский» «Концерн «ГриС»)
ЗАКОН СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Управляющие рынками, предусматривают и предоставляют торговые места товаропроизводителям Ставропольского края в количестве не менее 40% от общего количества торговых мест.
1. Розничные рынки организуются в соответствии с планом, предусматривающим организацию розничных рынков на территории Ставропольского края, утверждаемым Правительством Ставропольского края. планом
2. Разрешение на право организации розничного рынка на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края выдается органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Ставропольского края в соответствии с законодательством Российской Федерации. Разрешение
Число рынков, единиц Всегоиндивидуал ьными предприним ателями крестьян скими хозяйств ами Частным и лицами ( населени ем ) юридиче скими лицами Личными подсобным и хозяйствам и Всего по краю в том числе : универсальные специализирован ные из них : по продаже продуктов питания вещевые сельскохозяйстве нные
ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРМАРОК НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Управляющие рынками, предусматривают и предоставляют торговые места товаропроизводителям Чеченской республикив количестве не менее 30% от общего количества торговых мест. ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРМАРОК НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКОВ В КАБАРДИНО - БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Управляющие рынками, предусматривают и предоставляют торговые места товаропроизводителям Кабардино-Балкарской республики в количестве не менее 40% от общего количества торговых мест.
ЗАКОН КАРАЧАЕВО - ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ « ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ КАРАЧАЕВО - ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ » Управляющие рынками, предусматривают и предоставляют торговые места товаропроизводителям Карачаево - Черкесской Республики в количестве не менее 30% от общего количества торговых мест.
На территории Северной Осетии действуют 18 продовольственных рынков, 15 универсальных, 3 специализированных (1 из них – сельхозкооператив).
ЗАКОН ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ОРГАНЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ, ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ ( ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ, ОКАЗАНИЮ УСЛУГ ) НА РЫНКАХ Управляющие рынками, предусматривают и предоставляют торговые места товаропроизводителям Республики Северная Осетия-Алания в количестве не менее 40% от общего количества торговых мест.
ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН Управляющие рынками, предусматривают и предоставляют торговые места товаропроизводителям Республики Дагестан в количестве не менее 40% от общего количества торговых мест.
Входит 88 Сельскохозяйственный рынок 17 Специализированный рынок 28 Универсальный рынок.43
Управляющие рынками, предусматривают и предоставляют торговые места товаропроизводителям Республики Дагестан в количестве не менее 20% от общего количества торговых мест. ЗАКОН Республики Ингушетия "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ«
СКФО в 1 полугодии 2011 года ,9 млн. руб. СКФО в 1 полугодии 2010 года ,5 млн. руб.
Розничная торговля – предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами ( в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт ) на основе договоров розничной купли - продажи. Она переводится на ЕНВД, если осуществляется через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли ( пп. 6 п. 2 ст НК РФ ).
Для того чтобы определить, следует ли данному субъекту применять ЕНВД, важным является условие о том, что торговый зал на объекте вмененщика должен быть площадью 150 кв. м или менее. При этом под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона ( открытой площадки ), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Организации или индивидуальные предприниматели, которые подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Для достижения заявленных целей необходимо реализовать ряд общесистемных мер, которые будут являться основой будущего развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо - Кавказского федерального округа. К таким общесистемным мерам относятся : создание преференциальных режимов для частных инвестиций ; стимулирование ускоренного развития малого и среднего бизнеса ; развитие особых механизмов управления занятостью ; обеспечение развития кадрового потенциала ; создание условий для обеспечения эффективной охраны окружающей среды.