Ольга Кухарева заместитель Директора по правовым и корпоративным вопросам ООО «РКС-Холдинг» Всероссийская научно-практическая конференция «Правовое регулирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Advertisements

Проблемы и перспективы природоохранного регулирования деятельности водоканалов Яшечкин Сергей Викторович Генеральный директор ОАО «Евразийский»
1 Несбалансированность распределения ответственности за качество сточных вод между потребителями услуг водоснабжения и водоотведения и предприятиями, оказывающими.
Законодательство РФ: сброс производственных сточных вод в водные объекты через централизованные системы водоотведения И.В. Алексеева директор Департамента.
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Проект федерального закона « О водоснабжении и канализовании » Алексей Макрушин, Национальный союз водоканалов Москва, 20 октября 2010 г.
КОНЦЕПЦИЯ проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка формирования и ведения Перечня новых комплексных инвестиционных.
Иванов Дмитрий Анатольевич директор Центра энергосбережения и экологии ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Задачи Выполнили студентки юридического факультета 2 курса Юб 02/1402 Живорыкина Елена Сергеевна, Карамышева Юлия Дмитриевна.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ Е.В. Веницианов Институт водных проблем РАН Всероссийская научно-практическая.
Нормативно-правовое регулирование деятельности предприятий ВКХ Елисеев Сергей Владимирович Директор Юридического департамента ОАО «Евразийский»
Новая модель регулирования сбросов сточных вод организациями ВКХ Алексей Макрушин, Национальный союз водоканалов Москва, 21 октября 2010 г.
Законодательство о промышленной экологии: основные проблемы и пути решения Заместитель председателя комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Платность природопользования, виды негативного воздействия Постановлением Правительства.
Система надзора и контроля: Органы государственной власти и органы контроля и надзора (государственный надзор). Службы охраны труда ведомств, объединений.
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
Исключительно экономические меры Не формирует экономического стимула для сокращения сбросов, подрывает фин. базу инвестиций Высокие бюджетные расходы.
Перспективы тарифного регулирования для предприятий водоснабжения и водоотведения (ВиВ) Довлатова Елена Владимировна Исполнительный директор Российской.
Экологический контроль. Что такое экологический контроль и каковы его виды? Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных.
Транксрипт:

Ольга Кухарева заместитель Директора по правовым и корпоративным вопросам ООО «РКС-Холдинг» Всероссийская научно-практическая конференция «Правовое регулирование водных отношений» 29 – 30 мая 2014 г. Система нормирования в сфере использования и охраны водных объектов предложения по совершенствованию

2 Актуальность проблемы В настоящее время в области нормирования в сфере охраны водных объектов сложилась фактически «революционная ситуация»: с одной стороны, понятно, что возврата к ранее действовавшей системе нормирования водоканалов и их абонентов быть уже не может, с другой стороны – система нормирования, предусмотренная главой 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», имеет свои недостатки, до сих пор не позволяющие ввести указанную главу в действие в полном объеме. Главная интрига – вступит ли в действие глава 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в полном объеме с 1 января 2015 года, либо в нее будут внесены кардинальные изменения до указанного момента, либо дискуссии о системе нормирования между водоканалами и промышленниками («двухсоткубовыми абонентами») затянутся на неопределенный срок. Положительный момент острой дискуссии о системе нормирования в сфере использования и охраны водных объектов – постепенное осознание бессмысленности нормирования качества сточных вод на основании рыбохозяйственных нормативов, достижение которых технологически невозможно.

3 Баланс интересов Система нормирования по принципу «загрязнитель платит» Система нормирования по принципу «загрязнитель платит» Интересы государства: защита водных объектов от загрязнения Интересы государства: защита водных объектов от загрязнения Интересы бизнеса: развитие производства и снижение себестоимости продукции Интересы бизнеса: развитие производства и снижение себестоимости продукции Интересы водоканалов: качественная очистка хоз.-быт. стоков Интересы водоканалов: качественная очистка хоз.-быт. стоков Система нормирования, предусмотренная гл.5 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», не обеспечивает баланса интересов.

4 Система нормирования, действующая в настоящее время (до вступления в действие гл ФЗ) Для всех абонентов водоканалов (кроме населения иИКУ): - Устанавливаются нормативы по составу сточных вод (ПДК), плата за превышение которых вносится водоканалу. Соблюдение абонентами нормативов по составу сточных вод контролируется водоканалами. Для всех абонентов водоканалов (кроме населения иИКУ): - Устанавливаются нормативы по составу сточных вод (ПДК), плата за превышение которых вносится водоканалу. Соблюдение абонентами нормативов по составу сточных вод контролируется водоканалами. Водоканалам: - Устанавливаются нормативы допустимых сбросов (НДС) в водный объект на основании ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения; - Выдаются разрешения на сбросы в водный объект, устанавливаются лимиты на сбросы (при наличии плана снижения сбросов). Водоканалы: - Вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в бюджет (в пределах НДС, за сверхнормативные/сверхлимитные сбросы – по пятикратным ставкам с применением пятикратного повышающего коэффициента); - Несут ответственность за причинение вреда водному объекту за любой сверхнормативный/сверхлимитный сброс в водный объект в соответствии с Методикой 87 Водоканалам: - Устанавливаются нормативы допустимых сбросов (НДС) в водный объект на основании ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения; - Выдаются разрешения на сбросы в водный объект, устанавливаются лимиты на сбросы (при наличии плана снижения сбросов). Водоканалы: - Вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в бюджет (в пределах НДС, за сверхнормативные/сверхлимитные сбросы – по пятикратным ставкам с применением пятикратного повышающего коэффициента); - Несут ответственность за причинение вреда водному объекту за любой сверхнормативный/сверхлимитный сброс в водный объект в соответствии с Методикой 87 Органы государственной власти (Росприроднадзор): - Согласовывают и устанавливают водоканалам НДС в водный объект; -Выдают водоканалам разрешения на сбросы и устанавливают лимиты (при наличии планов снижения сбросов); -Контролируют качество сбрасываемых водоканалами сточных вод; -Являются администраторами платы водоканалов за НВОС; -Привлекают водоканалы к ответственности за вред, причиненный водному объекту, в соответствии с Методикой 87 Органы государственной власти (Росприроднадзор): - Согласовывают и устанавливают водоканалам НДС в водный объект; -Выдают водоканалам разрешения на сбросы и устанавливают лимиты (при наличии планов снижения сбросов); -Контролируют качество сбрасываемых водоканалами сточных вод; -Являются администраторами платы водоканалов за НВОС; -Привлекают водоканалы к ответственности за вред, причиненный водному объекту, в соответствии с Методикой 87 Таким образом, в действующей системе нормирования абоненты, являющиеся действительными загрязнителями, и государство в лице контролирующих органов никак не взаимодействуют. Отношения и тех, и других строятся исключительно с водоканалом. При этом именно водоканал несет все риски, связанные со сверхнормативными/сверхлимитными сбросами в водный объект

5 Система нормирования, предусмотренная 416-ФЗ Абоненты Водоканалам: - устанавливаются нормативы допустимых сбросов (НДС) в водный объект на основании ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения; - выдаются разрешения на сбросы в водный объект, устанавливаются лимиты на сбросы (при наличии плана снижения сбросов). Водоканалы: - вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в бюджет, при этом не учитывается объем и масса веществ, сброшенных нормируемыми абонентами; -несут ответственность за причинение вреда водному объекту за любой сверхнормативный/сверхлимитный сброс в водный объект в соответствии с Методикой 87; -осуществляют контроль за сточными водами абонентов, включая нормируемых. Водоканалам: - устанавливаются нормативы допустимых сбросов (НДС) в водный объект на основании ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения; - выдаются разрешения на сбросы в водный объект, устанавливаются лимиты на сбросы (при наличии плана снижения сбросов). Водоканалы: - вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в бюджет, при этом не учитывается объем и масса веществ, сброшенных нормируемыми абонентами; -несут ответственность за причинение вреда водному объекту за любой сверхнормативный/сверхлимитный сброс в водный объект в соответствии с Методикой 87; -осуществляют контроль за сточными водами абонентов, включая нормируемых. Органы государственной власти (Росприроднадзор): - устанавливают водоканалам и нормируемым абонентам НДС; -выдают водоканалам и нормируемым абонентам разрешения на сбросы и устанавливают лимиты (при наличии планов снижения сбросов); -контролируют качество сбрасываемых водоканалами и нормируемыми абонентами сточных вод; -являются администраторами платы водоканалов и нормируемых абонентов за НВОС; -привлекают водоканалы и нормируемых абонентов к ответственности за вред, причиненный водному объекту, в соответствии с Методикой 87 Органы государственной власти (Росприроднадзор): - устанавливают водоканалам и нормируемым абонентам НДС; -выдают водоканалам и нормируемым абонентам разрешения на сбросы и устанавливают лимиты (при наличии планов снижения сбросов); -контролируют качество сбрасываемых водоканалами и нормируемыми абонентами сточных вод; -являются администраторами платы водоканалов и нормируемых абонентов за НВОС; -привлекают водоканалы и нормируемых абонентов к ответственности за вред, причиненный водному объекту, в соответствии с Методикой 87 Нормируемые абоненты, соответствующие критериям, установленным ПП 230 (так называемые «двухсоткубовые»). Нормируемым абонентам: -устанавливаются НДС и лимиты на сбросы (при наличии планов снижения сбросов) в разрешении на сбросы; Нормируемые абоненты: -вносят в бюджет плату за НВОС; -несут ответственность за вред, причиненный водному объекту; -обязаны установить локальные очистные сооружения Нормируемые абоненты, соответствующие критериям, установленным ПП 230 (так называемые «двухсоткубовые»). Нормируемым абонентам: -устанавливаются НДС и лимиты на сбросы (при наличии планов снижения сбросов) в разрешении на сбросы; Нормируемые абоненты: -вносят в бюджет плату за НВОС; -несут ответственность за вред, причиненный водному объекту; -обязаны установить локальные очистные сооружения Иные абоненты, не относящиеся к нормируемым. Для таких абонентов (кроме населения, ИКУ) устанавливаются нормативы по составу сточных вод, плата за превышение которых вносится водоканалам. Иные абоненты, не относящиеся к нормируемым. Для таких абонентов (кроме населения, ИКУ) устанавливаются нормативы по составу сточных вод, плата за превышение которых вносится водоканалам.

6 Новая система нормирования, достоинства и недостатки В то же время, в такой системе нормирования: Сохраняются риски водоканалов по возмещению вреда, причиненного водному объекту в результате сброса специфических веществ с превышением установленных НДС/лимитов на сбросы. В системе нормирования, предусмотренной Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» по одним и тем же специфическим веществам нормируются как водоканалы, так и его абоненты, отвечающие критериям, установленным ПП 230. В таких условиях, при установлении органами Росприроднадзора превышения НДС/лимитов по специфическим веществам «на хвосте», ответственность за вред водному объекту может быть транслирована нормируемому абоненту, допустившему превышение, лишь в том случае, если в тот же период в отношении такого абонента будет осуществлен отбор проб, подтверждающий несоответствие сточных вод установленным требованиям. Не учитывается, что существенным источником загрязнения могут быть объекты абонентов, объем сточных вод которых менее 200 куб. м в сутки, но которые по составу содержащихся в них загрязняющих веществ могут причинить значительный вред окружающей среде. Внеся незначительные коррективы в систему нормирования, предусмотренную ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», можно добиться максимально полной реализации принципа справедливого распределения ответственности за вред окружающей среде. Новая система нормирования, предусмотренная ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» – это попытка справедливого распределения ответственности за вред окружающей среде между водоканалами и действительными загрязнителями в соответствии с принципом «загрязнитель платит».

7 Предложения по совершенствованию системы нормирования 1. Нормативы допустимых сбросов, устанавливаемые водоканалам и абонентам, должны быть принципиально разными по содержанию: водоканалы должны нормироваться только по тем загрязняющим веществам, очистку которых они способны производить в силу проектных параметров очистки (загрязняющие вещества антропогенного происхождения – соединения азота и фосфора, ХПК, БПК, взвешенные вещества), абоненты – по загрязняющим веществам, очистку от которых водоканалы не производят или производят «попутно» (металлы, нефтепродукты). 2. Для определения категорий абонентов, которым должны устанавливаться НДС, целесообразно использовать не комбинированный качественно-количественный критерий (производственная деятельность + количество сбрасываемых сточных вод), а исключительно качественный критерий - состав загрязняющих веществ в сточных водах абонента. 3. Корректировка или отмена Методики 87

8.-.- Методика 87 - «дамоклов меч» водоканалов позволяет предъявлять в адрес водоканалов миллиардные суммы возмещения вреда, причиненного водному объекту, лишь на основании факта несоблюдения (превышения) нормативов допустимых сбросов (НДС); не предусматривает необходимости доказательства причинно-следственной связи и факта причинения прямого действительного ущерба конкретному водному объекту; взысканные средства на возмещение вреда не имеют целевого использования на восстановление водного объекта; создает параллельную с платой за негативное воздействие систему компенсации вреда, причиненного окружающей среде (двойная имущественная ответственность за одно и то же деяние). В результате экспертизы Методики 87, проведенной Минэкономики России в 2012 году, были выявлены положения необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. На основании этого в августе 2013 года Минюстом России вынесено представление Минприроды России об отмене Методики 87. Однако до настоящего времени Методика 87 является действующей, сохраняя для водоканалов все связанные с ней риски.

9 Выводы Внедрению любой новой схемы нормирования в сфере использования и охраны водных объектов должна предшествовать серьезная работа по корректировке подхода к нормированию сбросов в любой водный объект, независимо от его категории и качества исходной воды, на основании ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения. Необходимо уже сейчас начинать внедрение принципов технологического нормирования, а на переходный период применять более мягкие «гигиенические» ПДК. Ни одна система нормирования не может быть успешно реализована в условиях действия в неизменном виде Методики 87. Система нормирования, предусмотренная Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», направлена на реализацию принципа «загрязнитель платит» и справедливое распределение ответственности за сбросы загрязняющих веществ различных категорий. Небольшая корректировка положений Закона и принятых в его развитие НПА позволит перейти к системе нормирования, максимально стимулирующей охрану окружающей среды со стороны действительных загрязнителей. В условиях продолжающейся дискуссии об «идеальной» системе нормирования важно не забыть об особом статусе водоканала, призванного предотвратить загрязнение окружающей среды, но ограниченного в своих технологических возможностях, и не оставить водоканалы один на один со всеми рисками, которые он не может контролировать, в условиях тарифных ограничений и острой недостаточности инвестиций.

10 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!