Законодательные инициативы по снижению административных барьеров в жилищном строительстве России Татьяна Полиди Исполнительный директор Фонда «Институт экономики города», директор направления «Рынок недвижимости» Фонда «Институт экономики города»
Что такое административный барьер в строительстве? 1 тип: требование к проекту и/или застройщику, которое можно выполнить без взаимодействия с чиновником 2 тип: требование к проекту и/или застройщику, которое можно выполнить только путем прохождения административной процедуры в целях получения разрешения, согласования, заключения или другого документа от чиновника, необходимого для реализации инвестиционно-строительного проекта
Для чего нужны административные барьеры и как определить их оптимальное количество? Цель установления административных барьеров в строительстве – обеспечение безопасности при строительстве и требований градостроительного и иного законодательства Как различить необходимые и избыточные барьеры 2 типа – административные процедуры? Барьер обоснован, если достигнуть цель невозможно без индивидуальной проверки выполнения требований в форме процедуры, не повысив существенно риск невыполнения данного требования
Примеры барьеров 1 и 2 типа Барьеры 1 типа: Технические регламенты Правила землепользования и застройки Местные нормативы градостроительного проектирования Барьеры 2 типа: Разрешение на строительство Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию Регистрация прав на построенный объект
Цели государственной политики по сокращению барьеров и документы, в которых они отражены Цель – исключить избыточные барьеры Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Дорожная карта «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2013 года 1336-р.
Мониторинг и оценка административных барьеров в жилищном строительстве (ИЭГ по заказу НОСТРОЙ) Среднее количество процедур при строительстве МКД
Мониторинг и оценка административных барьеров в жилищном строительстве (ИЭГ по заказу НОСТРОЙ) Среднее количество процедур при строительстве МКД по этапам проекта
Мониторинг и оценка административных барьеров в жилищном строительстве (ИЭГ по заказу НОСТРОЙ) Средний срок процедур при строительстве МКД
Мониторинг и оценка административных барьеров в жилищном строительстве (ИЭГ по заказу НОСТРОЙ) Количество процедур в федеральном, региональном и местном законодательстве
Региональные и местные административные процедуры* *Данные мониторинга НОСТРОЙ и Института экономики города в 2011 году в 43 городах России
Основные меры по снижению административных барьеров в жилищном строительстве Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг": Принят Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. 80-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации" Принято Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" Готовятся предложения по исключению избыточных процедур
Федеральный закон 20 апреля 2014 г. 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации» Наделение Правительства РФ полномочиями по утверждению: исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства; порядка внесения изменений в такие перечни; порядка ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях. Установление возможности включения в такие перечни по представлению субъектов РФ процедур, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами Запрет на установление процедур, не включенных в такие перечни
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства распространяется на проекты жилищного строительства, в том числе: при строительстве отдельных жилых зданий, комплексном освоении территорий в целях жилищного строительства, индивидуальном жилищном строительстве, реализации проектов по развитию застроенных территорий
Состав исчерпывающего перечня - 1 Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства включает 129 федеральных процедур на всех этапах реализации проекта жилищного строительстве, в том числе: процедуры, связанные с получением прав на земельный участок и градостроительной подготовкой земельного участка (27 процедур) процедуры, связанные с заключением договоров о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, архитектурно- строительным проектированием (31 процедура) процедуры, связанные с осуществлением строительства, реконструкции (21 процедура) процедуры, связанные с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения (50 процедур)
Состав исчерпывающего перечня - 2 Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства включает 5 региональных и/или местных процедур на всех этапах реализации проекта жилищного строительстве, в том числе: предоставление решения о согласовании архитектурно- градостроительного облика объекта; предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников; предоставление разрешения на осуществление земляных работ; согласование проекта организации строительства (в части перемещения отходов строительства и сноса, грунтов, схемы движения транспорта и пешеходов на период производства работ); проведение контрольно-геодезической съемки и передача исполнительной документации в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления.
Реализация ПП РФ мая 2014 г. – вступление в силу за исключение п. 1 ПП РФ 15 августа 2014 г. – высшие должностные лица субъектов РФ представляют в Минстрой России предложения по включению региональных и местных процедур 15 сентября – Минстрой России вносит эти предложения в Правительство РФ 7 ноября 2014 г. – утверждение исчерпывающего перечня 15 ноября 2014 г. – размещение реестра характеристик процедур на официальном сайте Минстроя РФ 7 мая 2015 г. – субъекты РФ и муниципалитеты обязаны исключить все не вошедшие в исчерпывающий перечень процедуры из собственной нормативной базы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! НАШИ КОНТАКТЫ Россия, Москва ул. Тверская, 20, стр. 1 тел./факс: (495) , (495) facebook.com/UrbanEconomics twitter.com/UrbanEconRu