МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет международных отношений Кафедра «Таможенное дело» Магистерская диссертация Руководитель магистерской диссертации к.и.н., доцент В.В. Ляховский Магистрант М.А. Андреенко Минск 2009
Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то законом, в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и использования при этом специальных сил, средств и методов в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. В системе правоохранительных и специальных органов Республики Беларусь, осуществляющих функцию защиты экономического суверенитета Республики Беларусь, таможенные органы занимают одно из ведущих мест. Это ставит перед ними задачу создания эффективного механизма противодействия правонарушениям в сфере таможенного дела, их своевременного выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия. Одной из причин недостаточно эффективной борьбы правоохранительных органов с преступлениями в сфере таможенного дела является преимущественное использование их сотрудниками традиционных форм и методов оперативно- служебной деятельности, в том числе при организации взаимодействия как между собой, так и с правоохранительными органами зарубежных государств. Правоохранительным сообществом Республики Беларусь в борьбе с преступностью еще не в полной мере используются ресурсы таможенной службы Республики Беларусь, являющейся субъектом оперативно-розыскной деятельности, органом дознания.
Первичный анализ проблемы показывает, что значительная часть преступлений в этой сфере связана с такими глобальными угрозами и вызовами современности, как международный терроризм, наркобизнес, незаконная торговля оружием и организованная преступность. В условиях развития процесса глобализации возникает необходимость более тесного сотрудничества стран мира в борьбе с указанными явлениями. Целесообразным представляется изучение опыта таможенных органов иностранных государств и особенно опыта Российской Федерации при организации оперативно-розыскной деятельности. Учитывая то, что таможенные органы ранее не осуществляли ОРД, не имели необходимого количества подготовленных для такой деятельности сотрудников и соответствующей базы, законодатель ввел определенные ограничения в отношении прав таможенных органов на осуществление ОРД, что в значительной мере осложняет работу оперативных работников таможни. В этой связи, вопрос достаточности перечня законодательно закрепленных полномочий таможенных органов в сфере ведения ОРД требует дополнительного изучения и оценки.
Правоохранительная деятельность в широком смысле - это разновидность государственной деятельности, проявление внутренних и внешних функций государства в сфере регулирования правоотношений, представляющая собой деятельность государственных органов по защите норм права от нарушений. Правоохранительную деятельность таможенных органов можно определить как такую деятельность, которую они, являясь частью единой системы правоохранительных органов республики, на основе закона и в соответствующих формах осуществляют с целью охраны общественных отношений в сфере таможенного дела. Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в различных формах. Основными из них являются: административно-правовая форма; административно-процессуальная форма; уголовно-правовая форма; уголовно-процессуальная форма; оперативно-розыскная форма.
Основными целями оперативно - розыскной деятельности, как следует из определения, являются: защита жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан; собственности; обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Основными субъектами, наделенными государством правомочиями на осуществление оперативно - розыскной деятельности, являются оперативные подразделения. Система оперативно-розыскной деятельности таможенных органов несовершенна в силу: правовой и социальной незащищенности оперативных сотрудников таможенного органа в силу отнесения их к государственным служащим; недостаточности тех оперативно-розыскных мероприятий, которые отнесены к компетенции таможенных органов; отсутствия должного технического оснащения. Все вышеупомянутые проблемы должны решаться в максимально короткие сроки в законодательном порядке. Ведь вопрос обеспечения правопорядка – первостепенный вопрос, его решение позволит предупредить нарушения таможенного законодательства, тем самым защитить экономические интересы нашего государства.