Практика применения законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный Закон 134-ФЗ от г. «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННЫМ.
Advertisements

Законодательные основы валютного регулирования в РФ Операции с ин. валютой связанные с движением капитала текущие Особенность вал. операций: осуществляются.
Тема 5 Банковский вклад (депозит). Банковский счет. Списание денежных средств. Приостановление операций по счетам.
Кредитно-банковская система Северо-Запада: новые реалии Деятельность на рынке платежных услуг. Законодательные инициативы. Жадобин А.В. НКО «Расчетный.
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Институт Международного Бизнеса и Экономики Кафедра «Финансы и налоги» Преподаватель: Тен.
Тема 2: СОЗДАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
Тенденции развития электронных продаж и сервиса в России. Электронный полис – настоящее и будущее. Тенденции развития электронных продаж и сервиса в России.
"система "Зеленая карта" - международная система автотранспортного страхования, участником которой является Республика Беларусь.
Обеспечение микрозайма Кто имеет право оформить микрозайм ? Микрозайм могут оформить субъекты, одновременно отвечающие следующим критериям: - государственная.
1 2 Приложение 1 «Тарифы на открытие и обслуживание специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта и счетов регионального оператора»
Ограничения полномочий директора в хозяйственных обществах Николай Артемьев, магистр права.
Виды проверок организаций- исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом, в том числе СМК по ГОСТ РВ
Выполнил студент 191 гр. Сизов Георгий МФО ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.
О порядке предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах местных бюджетов Заместитель министра финансов области Иваненкова.
Об организации работы по реализации Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Семинар 8 Федеральный закон от ФЗ 273-ФЗ (в ред. Федерального закона от ФЗ) «О противодействии коррупции» Федеральный закон.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Правовое регулирование валютной деятельности. Три режима валютного регулирования Валютная монополия государства, при которой национальная денежная единица.
Транксрипт:

Практика применения законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Нормативные и внутренние документы по ПОД/ФТ Федерального закона от З «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Нормативных актов Центрального Банка России Внутренний контроль Банка в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее ПОД/ФТ) ведется на основании: Нормативных документов РФ: Внутренних документов Банка: Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Элементы системы внутреннего контроля в области ПОД/ФТ Основными элементами системы внутреннего контроля в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма являются: Идентификация Клиентов Выявление операций, подлежащих обязательному контролю Выявление подозрительных операций Управление рисками легализации преступных доходов Конфиденциальность Хранение информации Организация работы по ПОД/ФТ в Банке

Идентификация

Кто такой «Клиент»? Клиент – физическое, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, находящийся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Кто такой «Клиент»?

Кто такой «Представитель»? Это физическое лицо, которое действует от имени и по поручению клиента Банка на основании доверенности или в силу закона. Лица, получившие право на распоряжение средствами на счетах клиентов по каналам дистанционного обслуживания – являются представителями Кто такой «Представитель»? Доверенность может быть заверена нотариально, либо сотрудником Банка в присутствии клиента, предоставляющего доверенность

Кто такой «Выгодоприобретатель»? Это физическое или юридическое лицо, которое, не являясь непосредственно стороной по сделке (операции),получает выгоду от ее проведения. Доверитель в Договоре поручения; Комитент в Договор комиссии; Принципал в Агентском Договоре; Выгодоприобретателем является? Третье лицо в Платеже по поручению за 3-е лицо (название кампании/ФИО физического лица фигурирует в назначении платежа или в дополнительных реквизитах). Третье лицо (физ. лицо) в пользу которого открывается договор банковского вклада (текущего счета)

Кто такой «Бенефициар»? Бенефициар бизнеса – это реальный владелец компании, получающий какую-либо определенную выгоду, фактический собственник активов, не всегда фигурирующий в официальных правоустанавливающих документах. На основании требований Закона Банк обязан принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов – юридических лиц. Кто такой «Бенефициар»? В случае, если в результате принятия Банком предусмотренных мер бенефициарный владелец не выявлен, то бенефициарным владельцем следует считать единоличный исполнительный орган клиента.

Когда идентификация Клиента – физического лица НЕ проводится? Идентификация клиента – физического лица не проводится: При покупке/продаже/конверсии, при приеме платежей/осуществлении перевода без открытия счета физическим лицом на сумму, не превышающую рублей или сумму, эквивалентную рублей в иностранной валюте. За исключением: случаев, когда у сотрудника Банка, который проводит операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Когда идентификация Клиента – физического лица проводится? Идентификация Клиента – физического лица проводится в случаях: Упрощенная идентификация При осуществлении покупки/продажи/конверсии, проведении разовой операции от руб. до руб. Необходимые сведения: 1. ФИО Клиента; 2. реквизиты документа, удостоверяющие личность Клиента. Полная идентификация При осуществлении операции на сумму от руб. и выше Необходимые сведения: 1. ФИО Клиента; 2. реквизиты документа, удостоверяющие личность Клиента; 3. адрес регистрации или места пребывания Клиента. Важно: Необходимо снять копию документа, удостоверяющего личность Клиента!

Идентификация юридических лиц ВНИМАНИЕ! Идентификация юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей (ИП) всегда проводится в полном объеме ! Идентификация Клиента – юридического лица и ИП

Запрещено! Сотруднику Банка ЗАПРЕЩЕНО: открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации, а также открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы); открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя; устанавливать и поддерживать отношения с банками- нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления. заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Обязан! Сотрудник Банка ОБЯЗАН: до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя; при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов – юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с Банком, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов; предоставлять в Росфинмониторинг по его запросу имеющуюся у Банка информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов.

Право! Сотрудник Банка имеет ПРАВО отказать Клиенту в заключении банковского счета (вклада): при отсутствии по своему местонахождению юридического лица его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности; наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности; не предоставление Клиентом либо его Представителем документов, необходимых для идентификации, либо предоставление недостоверных либо недействительных таких документов; в случае наличия подозрений (в соответствии с ПВК) о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

Право БАНКА! расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции; отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии со 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации ПВК в целях ПОД/ФТ у работников Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. ОБЯЗАННОСТЬ КЛИЕНТА! Клиент обязан предоставлять Банку информацию, необходимую для исполнения требований 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах

Требования к документам и сведениям Клиента Документы должны быть достоверными и действительными на дату их предъявления; Документы должны предоставляться в подлиннике или нотариально заверенной копии; Документы, составленные полностью или в какой – либо их части на иностранном языке, должны быть представлены с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. Для осуществления идентификации Клиента предъявляемые им документы и сведения должны соответствовать следующим требованиям:

Причастность Клиента к экстремистской деятельности или терроризму Неотъемленной частью процедуры идентификации Клиента является проверка физического лица/юридического лица, Обращающегося в Банк с целью проведения операций, с «Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму», который находится в АБС Банка. Данные Клиента полностью совпали с данными из Перечня! Немедленно сообщаем об этом факте в Управление Финансового Мониторинга Банка!

Выявление «Иностранных публичных должностных лиц» (ИПДЛ) ИПДЛ- Лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно: Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств; Министры, их заместители и помощники; Высшие правительственные чиновники; Должностные лица судебных органов власти «последней инстанции» (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция; Государственный прокурор и его заместители; Высшие военные чиновники; Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков; Послы; Руководители государственных корпораций; Члены Парламента или иного законодательного органа. Сотрудники Банка обязаны выявлять среди всех физических лиц (резидентов/нерезидентов) «Иностранных публичных должностных лиц» (далее ИПДЛ). Кто такие ИПДЛ?

Выявление Физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание и являющихся должностными лицами публичных международных организаций» (МПДЛ) МПДЛ - Должностные лица публичных международных организаций ( относится к членам старшего руководства, т.е. директорам, заместителям директоров, и членам правления или эквивалентных функций). Примеры международных организаций: ООН; Международная морская организация; Совет Европы; Институты Европейского Союза; Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе; Организацию американских государств; НАТО; Всемирная торговая организация и т.п. Сотрудники Банка обязаны выявлять среди всех физических лиц (резидентов/нерезидентов) «Международные Публичные должностные лица» (далее МПДЛ) Кто такие МПДЛ?

Выявление «Российских публичных должностных лиц» (РПДЛ) РПДЛ - Лица, на которые возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно: государственные должности Российской Федерации; должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации; должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации; должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации. Сотрудники Банка обязаны выявлять среди всех физических лиц резидентов «Российских должностных лиц» (далее РПДЛ). Кто такие РПДЛ?

21 Операции, подлежащие обязательному контролю

Операции на сумму, равную или превышающую рублей, либо равную или превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную рублей: Наиболее часто проводимые клиентами операции, подлежащие обязательному контролю

Внимание! Операция, подлежащая обязательному контролю на сумму равную или превышающую рублей Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной рублей, или превышает ее.

Операции по финансированию терроризма ВАЖНО! Независимо от суммы платежа, операции Клиента, связанные с финансированием терроризма, подлежат обязательному контролю!! При полном совпадении данных Клиента с «Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму», сотруднику Банка необходимо: 1. Приостановить расходную операцию Клиента; 2. Немедленно сообщить в Управление Финансового Мониторинга

Сделки Клиентов, подлежащие обязательному контролю Обязательному контролю подлежат следующие сделки Клиентов: Получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает рублей Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает рублей Скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает рублей

26 Выявление подозрительных операций

Подозрительными считаются операции физических лиц, которые имеют признаки, указывающие на возможную легализацию доходов Клиентов, полученные преступным путем. Выявление подозрительных операций физических лиц Признаки, указывающие на возможную легализацию доходов :

Примеры обналичивания денежных средств Регулярные зачисления крупных сумм безналичных денежных средств на счета кредитной или дебетовой карт с назначением платежа: «по договору процентного займа», «перечисления агентского вознаграждения», «перевод собственных средств» и т.п. Внимание: в тот же или следующий операционный день Клиент снимает всю или большую часть суммы. Регулярные зачисления крупных сумм безналичных денежных средств от юридических лиц иных Банков на депозитные счета физических лиц- клиентов. Внимание: в тот же или следующий операционный день Клиент снимает всю или большую часть суммы.

Примеры придание правомерности преступным доходам Регулярная купля - продажа ценных бумаг Регулярная купля-продажа предметов роскоши Регулярная купля-продажа недвижимого имущества

Портрет злоумышленника Характеристика физического лица, операции которого возможно будут связаны с Легализацией (оформлении пластиковой карты физическому лицу, условие пользования которой предусматривает минимальный процент при снятии денежных средств) Возраст: до 22 лет, более 60 лет Место регистрации: Регион, отличный от территориального расположения офиса Банка Род занятий: Студент, безработный, разнорабочий и т.п. Злоумышленники, занимающиеся легализацией доходов, как правило, не проводят операции в Банке от своего имени, а привлекают для этого неблагополучные слои населения, которые готовы проводить банковские операции от своего имени за небольшое вознаграждение. Вычислить «подсадную утку» можно по поведению и вопросам Клиента: Вопросы: человек интересуется о максимально выгодном снятии денежных средств с банковского счета. Как правило, останавливается на пластиковой карте. Поведение: человек с неохотой отвечает на вопросы сотрудника и ведет себя неуверенно, долго заполняет и подписывает документы или приходит с уже заполненными анкетами и заявлениями, предоставляет о себе минимум информации, не указывает в анкетах стационарные телефоны и т.д.

Подозрительными считаются операции юридических лиц и ИП, которые имеют признаки, указывающие на возможную легализацию доходов Клиентов, полученные преступным путем. Выявление подозрительных операций юридических лиц и ИП Признаки, указывающие на возможную легализацию доходов :

Примеры обналичивания денежных средств Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств в течение одного операционного дня на счет клиента юридического лица с последующим снятием в тот же операционный день, либо на следующий день. Признак: несмотря на большой объем операций, дневной остаток по счету минимальный. Однократное использование клиентом счета для получения денежных средств: поступление денежных средств и последующее снятие происходит в тот же операционный день или на следующий день. Признак: как правило, после снятия счет закрывается, либо операции по нему прекращаются. «Обналичивание» через зарплатные проекты юридических лиц (вывод денежных средств с расчетного счета на зарплатные карточки физических лиц и последующее их снятие). Признак: несоизмеримость уровня заработной платы уровню должности сотрудника (з/п уборщицы рублей и т.п.)

Примеры вывода денежных средств за рубеж Резидент заключает внешнеторговый контракт с нерезидентом за рубежом на поставку товаров/ оказание услуг с условиями контракта: предоплата более 50% и поставка товара/услуг со сроком более 180 дней. Резидент в течении короткого времени перечисляет всю сумму предоплаты и предоставляет в Банк фиктивную ГТД, товар на территорию России не поступает. Под сделку создается «фирма- однодневка». Признак: переведя деньги контрагенту-нерезиденту, движение по счету фирмы прекращается. Резидент заключает внешнеторговые контракты на поставку товаров/ оказание услуг. «Фирма-однодневка» за счет средств, поступивших к ним на расчетный счет от множества контрагентов (аккумулирование), регулярно перечисляют денежные средства за границу. Признак: после осуществления расчетов с контрагентами-нерезидентами паспорта сделок закрываются под предлогом перевода контрактов на обслуживание в другой Банк.

Примеры транзитных операций Транзитные операции – это регулярное зачисление с последующим перечислением с расчетного счета всех денежных средств, которые поступили на этот счет ранее безналичным путем. Признаки: перечисление денежных средств со счета совершается в короткий промежуток времени после их поступления и в полном объеме (зачастую сумма перечисления равна сумме поступления).

Управление рисками легализации преступных доходов

Что такое управление риском? Под управлением риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее- Программа управления риском) следует понимать совокупность предпринимаемых Банком действий, направленных на оценку такого риска и его минимизацию посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также договором с клиентом мер. Структура системы оценки деятельности Банка по уровням риска включает следующие виды рисков: риск совершения Клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - риск клиента); риск вовлеченности Банка и его сотрудников в использование услуг Банка в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – риск продукта/услуги).

Шкала рисков Все виды рисков оцениваются по единой четырехуровневой шкале риска. Структура системы оценки деятельности Банка по уровням риска включает следующие виды рисков: НИЗКИЙ, СРЕДНИЙ, ВЫСОКИЙ и КРИТИЧНЫЙ уровень риска: при НИЗКОМ уровне риска применяются упрощенные процедуры внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; при СРЕДНЕМ уровне риска применяются стандартные процедуры внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; при ВЫСОКОМ уровне риска применяются усиленные процедуры внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (повышенное внимание и т.д.); при КРИТИЧНОМ уровне риска принимаются экстренные меры в целях снижения уровня риска.

Оценка рисков Оценка риска проводится в отношении всех Клиентов, включая Клиентов, осуществляющих разовые операции без открытия счета. Оценка риска Клиента проводится на этапе осуществления идентификации и является результатом анализа имеющихся у Банка документов, сведений и информации о Клиенте и его деятельности. Впоследствии, на основании сведений, полученных в результате изучения Клиентов, уровень риска может быть изменен (пересмотрен). Оценка риска Клиента осуществляется по одной или совокупности следующих категорий рисков: риск по типу клиента оценивается при установлении отношений с Клиентом и пересматривается в процессе его обслуживания; страновой риск оценивается при установлении отношений с Клиентом и пересматривается в процессе его обслуживания; риск, связанный с проведением Клиентом определенного вида операций, оценивается и пересматривается в процессе обслуживания Клиента.

Порядок и сроки пересмотра уровня риска Пересмотр уровня риска Клиента осуществляется при изменении хотя бы одной из категорий риска: риск по типу Клиента пересматривается в процессе обновления информации о Клиенте, либо при получении новой версии Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых получена информация об их причастности к экстремистской (террористической) деятельности; страновой риск пересматривается при выявлении в деятельности Клиента операций с контрагентами стран, отнесенных к уровням риска «критичный» или «высокий», либо при изменении указанных перечней государств и территорий; риск, связанный с проведением Клиентом определенного вида операций, пересматривается при выявлении в деятельности Клиента операций, относящихся к повышенному уровню риска, либо в случае принятия решения основанного на результатах углубленной проверки Клиента.

Принципы соблюдения Федерального закона 115-ФЗ

Информация, полученная Банком в ходе реализации процедур внутреннего контроля в области ПОД/ФТ, не подлежит разглашению, так как является Банковской тайной! Конфиденциальность Установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых Банком мерах по ПОД/ФТ.

Хранение информации В соответствии с законодательством о ПОД/ФТ Банк обязан хранить все документы, содержащие информацию о клиентах и их операциях в течение не менее 5 (Пяти) лет со дня прекращения отношений с Клиентом.

Организация работы по ПОД/ФТ в БАНКЕ

Основным принципом работы» по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является обеспечение участия всех сотрудников Банка, независимо от занимаемой должности, которые по роду своей деятельности вступают в непосредственное общение с клиентами, либо участвующие в обработке банковских документов по конкретным операциям клиентов в рамках их компетенции в осуществлении мероприятий по исполнению Федерального закона 115-ФЗ. Кто участвует в ПОД/ФТ

Нарушения Федерального закона 115-ФЗ Центральный Банк России применяет следующие меры воздействия на кредитные организации за нарушения Федерального закона 115-ФЗ: Штраф на должностных лиц/сотрудников допустивших нарушения: от руб. до руб. Штраф на Банк: от руб. до руб. Требование о замене Руководителя Банка Отзыв лицензии у Банка!