Парсуна Попова Елена, ГМБ-1-13. Парсуна Надгробный портрет Скопина-Шуйского Искажение слова «персона» (от лат. persona - личность, лицо) условное наименование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Живопись России XVII века. Работа ученицы 7а класса Агаповой Анны.
Advertisements

фр. portrait, от старофранц. portraire «воспроизводить что-либо черта в черту» устар. парсуна от лат. persona «личность; особа») изображение.
ОТ ПАРСУНЫ К ПОРТРЕТУ Материал подготовлен для использования на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры Учитель ИЗО Жучкова.
Шапошникова Катя. Подъём русской национальной культуры нашёл своё выражение в творчестве крупнейшего русского живописца второй половины XV начала XVI.
XVII век – сложный, переломный период в истории русской живописи. Еще жила привязанность к традициям старого древнерусского искусства, но уже зарождались.
Культура «бунташного века». 17 век – период крушения средневековой художественной культуры Рушились традиции, еще недавно казавшиеся незыблемыми. Древняя.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры Prezentacii.com.
Несмотря на развитую специализацию, 17 век в России стал веком искусства, а не ремесленной подделки. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата.
Вербитский Юрий Николаевич Лицей 1 Группа 7-1,2. Несмотря на развитую специализацию, 17 век в России стал веком искусства, а не ремесленной подделки.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Художественная культура эпохи Просвещения России УРОК МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 10 КЛАССЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ 9.
Презентация к уроку истории (7 класс) на тему: Презентация к конспекту по теме "Культура России в 17 веке"
Что такое «парадный портрет» 4 класс Творческий проект Окружающий мир Руководитель: Анисимова В.И. учитель начальных классов.
Россия на рубеже XVI - XVII веков. Персоналии. Галерея.
Изобразительное искусство в России в XVI веке
Факультет : филологический Группа : РС -21 Серикова М. К.
Портрет петровского времени. й й ф Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению.
ГИА-9 Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 171 ЦАО г. Москвы Антипова Елена Борисовна Москва 2012 г.
Культура XVII века Живопись. 17 столетие период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко.
Транксрипт:

Парсуна Попова Елена, ГМБ-1-13

Парсуна Надгробный портрет Скопина-Шуйского Искажение слова «персона» (от лат. persona - личность, лицо) условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. переходная между иконой и светским произведением форма портрета. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от произведений иконописи

Термин В 1851 году выходит богато иллюстрированное издание «Древности Российского государства». В IV отделении этого издания, составленного И. М. Снегиревым, есть очерк, который является первым опытом обобщения материалов по истории русского портрета. Как считает Е. С. Овчинникова, именно Снегирев в данном очерке, говоря о портретах XVII века, ввел в научный оборот термин «парсуна». Хотя справедливо было бы утверждать, что именно Е. С. Овчинникова ввела в научный оборот данный термин, позже широко распространившийся в литературе по русскому искусству для обозначения ранних русских портретов.

Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Богдан Салтанов. Алексей Михайлович в «большом наряде»

Произведения, называемые парсунами, чрезвычайно неоднородны как в стилистическом, так и в материально- технологическом отношении. В XVII веке существовали иконы с портретными чертами, написанные в традиционной темперной технике, и портретные изображения, исполненные маслом на холсте. Что касается их стилистики и манеры письма, то картина также представляется достаточно пёстрой: при царском дворе работали западноевропейские живописцы, их русские ученики и иконники старой выучки. Из-за того, что затруднено, если не невозможно создание типохронологических рядов - стадиально разные портреты могли быть написаны одновременно. Поскольку парсуны XVII в., за редким исключением, не имеют подписей авторов и даже написания, почти полностью отсутствуют эталонные памятники, служащие надежной опорой для датировок. Неизвестный художник второй половины 17 века Портрет стольника князя Ивана Борисовича Репнина

Прежде всего упомянем группу "иконных" парсун - изображений царей Ивана Грозного и Фёдора Ивановича, а также князя М.В. Скопина-Шуйского. Эта группа была выделена Е.С. Овчинниковой в её основополагающей работе "Портрет в русском искусстве XVIII в." Для парсуны на холсте важна её атрибуция русскому или иноземному мастеру. Изучение русской парсуны требует объединенных усилий искусствоведов, историков, реставраторов. Только использование всех методов в комплексе способно принести новые результаты в этой пока ещё мало изученной области отечественного искусства. Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIVXVII веков, часто также относимые к парсунным. В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.

Иван Грозный, Федор Иванович, М.В. Скопин-Шуйский

Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает: «…создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатленные черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от реалистического европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности».

Типы На сегодняшний день парсуну, по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории: Надгробные портреты, темпера на доске (Скопин- Шуйский, Фёдор Иванович, Фёдор Алексеевич и т. д.) Парсуны маслом на холсте: – с изображением царей – с изображением князей, стольников, дворян и т. д. – с изображением церковных иерархов (Никон, Иоаким)

Фёдор Алексеевич (III), Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского Монастыря

«Парсунная» («живописная») «Парсунными» («живописными») называются иконы, где по крайней мере в красочных слоях применялись масляные краски, а техника формирования живописных деталей близка к технике одной из «классических» европейских техник. К «парсунным» («живописным») относятся иконы переходного периода, живопись в которых можно отнести к двум основным техникам классической масляной живописи: на деревянной основе и светлых грунтах; на холсте и на темных фунтах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII в.: Материалы и исследования. М., 1955; 2. Парсуна. Статья в БСЭ 3. Рябцев Ю. С. Путешествие в историю старой русской жизни. - М., 2006.