История социальной работы Факультет гуманитарных технологий Кафедра социальной работы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Галактионова Н.В. Учитель истории и обществознания МБОУ «БСОШ»
Advertisements

Лекция 2. Система взаимопомощи в догосударственный период.
Богиня судьбы- Макошь. Небесная Богиня Судьбы Макошь (Мокошь) - Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"),
РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Русь языческая. Пантеон славянских богов.
Язычество восточных славян План 1. Религия древних славян. Язычество. 2. Пантеон славянских богов. 3. Духи и существа.
РОД Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видимо вокруг. Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем.
Род – является главным божеством в славянском Пантеоне. Создатель всего, первичный дух, Первобог, Прабог. Рода также называют Вышним богом или Всевышним.
Мифы - произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий.
Единых для всего славянского мира представлений о богах не существовало : поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства,
Боги Славян. Подготовила Кускова Анастасия.
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой… А.С.Пушкин.
Мифы древних славян.. Религия древних славян. Перун - бог грома и молнии Перун славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Сотворение мира в восточнославянской мифологии «Сонм Богов»
Древнеславянская культура Автор: Надежда Викторовна Желудкова, учитель истории и обществознания, МКОУ Ястребовской СОШ Ачинский район Красноярский край.
СТРИБОГ Авторы: София Сурнина и Анжела Поротикова.
Реконструкция лиц по методу М. Герасимова. балтыславяне западныеюжныевосточные украинцы белорусы русские 4 тыс. лет назад 5 век до н.э. 5 век нашей эры.
балтыславяне западныеюжныевосточные украинцы белорусы русские 4 тыс. лет назад 5 век до н.э. 5 век нашей эры.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРА 5 класс Учитель Дорошенко Татьяна Леонидовна Специальная (коррекционная) школа-интернат II вида 48 г.Ростова-на-Дону.
Герои славянских мифов и легенд. В глубокой древности люди обожествляли и одухотворяли предметы и явления природы и окружающей жизни. Они верили в то,
Транксрипт:

История социальной работы Факультет гуманитарных технологий Кафедра социальной работы

Тема 2 Зарождение форм помощи и поддержки в самоорганизующихся социальных системах и общественных сообществах в России.

Учебные вопросы: 1. Факторы и условия зарождения форм помощи и взаимопомощи у древнейших славян. Культовые формы помощи. 2. Общинно-родовые и хозяйственные формы помощи и взаимопомощи

Основная литература 1. История социальной работы:учебник/под ред. В.И.Жукова.- М.: Изд-во РГСУ, Агапов Е.И. История социальной работы: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К»; Академцентр, – 256 с. 3. Аникеева О.А., Краснова О.Н., Фодоря А.Ю. История социальной работы. – М., – 260 с. 4. История социальной работы: Учебное пособие / Е.И. Агапов, К.В. Волощукова. – М.: «Дашков и К»; Академцентр, – 256 с. 5. История социальной работы в России: Учебник / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и К», – 282 с.

Дополнительная литература Кононова Т.Б. История социальной работы: Учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, – 356 с. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебник. – М.: «Дашков и К», – 282 с. Шарин В.И. История социальной работы: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», – 368 с. Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: РГСУ, – 412 с.

Дополнительная литература Васильев Л.С. История Востока. Т.1. - М., Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, православие, церковь. - М., Русские: семейный и общественный быт. - М., Рыбаков Б.А. Мифология древних славян. - М., Боровский Я.Е. Мифологический мир древних славян. Киев, Кайсаров А.С., Глинка ГЛ., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Саратов, Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., Фирсов М.В. История социальной работы: уч. пос. для высшей школы. М.: Академический проект, Трикста, Шеппинг Д. Мифы славянского язычества. М., 1849.

Особенности русской истории: способность русского народа к крайнему напряжению сил в течение длительного времени;способность русского народа к крайнему напряжению сил в течение длительного времени; возникновение устойчивой формы общинного уравнительного сожительства как условие выживания основной массы населения;возникновение устойчивой формы общинного уравнительного сожительства как условие выживания основной массы населения; характерное для русских людей чувство доброты, составлявшее важное качество их духовного строя, готовность оказания помощи нуждавшимся, что подтверждено многовековой практикой крестьянских "помочей";характерное для русских людей чувство доброты, составлявшее важное качество их духовного строя, готовность оказания помощи нуждавшимся, что подтверждено многовековой практикой крестьянских "помочей"; национальная терпимость русского народа в условиях полиэтничности страны;национальная терпимость русского народа в условиях полиэтничности страны; ускорение консолидации русской народности с принятием христианства и обретение ею благодаря этой религии мощного духовного начала с сильной традицией коллективного устремления к лучшему будущему;ускорение консолидации русской народности с принятием христианства и обретение ею благодаря этой религии мощного духовного начала с сильной традицией коллективного устремления к лучшему будущему; утверждение общины в качестве первичной хозяйственно-социальной ячейки вместо частнособственнических образований западноевропейского типа;утверждение общины в качестве первичной хозяйственно-социальной ячейки вместо частнособственнических образований западноевропейского типа; роль государства как основы или даже творца общества, нераздельность государства, общества и личности, присвоение корпорацией аристократической и бюрократической элиты функции "столпа" государственности и др.роль государства как основы или даже творца общества, нераздельность государства, общества и личности, присвоение корпорацией аристократической и бюрократической элиты функции "столпа" государственности и др. способность русского народа к крайнему напряжению сил в течение длительного времени;способность русского народа к крайнему напряжению сил в течение длительного времени; возникновение устойчивой формы общинного уравнительного сожительства как условие выживания основной массы населения;возникновение устойчивой формы общинного уравнительного сожительства как условие выживания основной массы населения; характерное для русских людей чувство доброты, составлявшее важное качество их духовного строя, готовность оказания помощи нуждавшимся, что подтверждено многовековой практикой крестьянских "помочей";характерное для русских людей чувство доброты, составлявшее важное качество их духовного строя, готовность оказания помощи нуждавшимся, что подтверждено многовековой практикой крестьянских "помочей"; национальная терпимость русского народа в условиях полиэтничности страны;национальная терпимость русского народа в условиях полиэтничности страны; ускорение консолидации русской народности с принятием христианства и обретение ею благодаря этой религии мощного духовного начала с сильной традицией коллективного устремления к лучшему будущему;ускорение консолидации русской народности с принятием христианства и обретение ею благодаря этой религии мощного духовного начала с сильной традицией коллективного устремления к лучшему будущему; утверждение общины в качестве первичной хозяйственно-социальной ячейки вместо частнособственнических образований западноевропейского типа;утверждение общины в качестве первичной хозяйственно-социальной ячейки вместо частнособственнических образований западноевропейского типа; роль государства как основы или даже творца общества, нераздельность государства, общества и личности, присвоение корпорацией аристократической и бюрократической элиты функции "столпа" государственности и др.роль государства как основы или даже творца общества, нераздельность государства, общества и личности, присвоение корпорацией аристократической и бюрократической элиты функции "столпа" государственности и др.

1 учебный вопрос: Факторы и условия зарождения форм помощи и взаимопомощи у древнейших славян. Культовые формы помощи.

Основы помощи древних обществ Система помощи в древних обществах строилась на основе фундаментальных принципов реципрокации и редистрибуции Именно эти процессы лежали в основе ранних форм социальных связей.

РЕЦИПРОКАЦИЯ - ( от лат. reciproco - двигать туда-сюда, возвращать обратно ) ВЗАИМОПОМОЩЬ, ВЗАИМНЫЙ ОБМЕН ДАРАМИ, УСЛУГАМИ, эквивалентный обмен материальными ценностями или услугами

РЕДИСТРИБУЦИЯ - от лат. redistributio перераспределяю) В самом общем виде редистрибуцию можно определить как собирание воедино большей или меньшей части продукта, созданного в той или иной человеческой группе, чаще всего его концентрацию в руках ее главы, с последующим его распределением внутри той же самой группы.лат.

Факторы зарождения форм помощи и взаимопомощи Фактор ( от лат. factor делающий, производящий):Причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его чертылат.Причина 1. Родовой быт и родовые отношения. 2. Занятие земледелием и скотоводством. 3. Частые враждебные нападения и военные столкновения со своими и с чужими. 4. Среда обитания, географические и природно-климатические условия.

Географические и природно- климатические условия степное раздолье бескрайние лесные массивы великие русские реки степное раздолье бескрайние лесные массивы великие русские реки

Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами; общинно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, поселения; хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.

Генезис древней славянской мифологии поклонение божествам природы поклонение прародителям поклонение персонифицированным богам

Славянские божества природы и обереги. лоси, олени, волки, медведи; леший, кикимора болотная, русалка; женские божества – «мать-олениха» и «мать-лосиха», лошадь; добрые божки - домовые, дрема, баюн; «вредные» обитатели - шишига, шишимора; банник (бог бани) и навьи (души умерших насильственной смертью), и др.

Боги-прародители Род и Рожаница Баба-яга

Древние славянские боги Даждьбог Стрибог Белобог, Белун Мокошь, Лада Мара, Чернобог, Вий, Кручина, Жель, Журба, Карна Велес.

Даждьбог - Сварожич. Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.

Стрибог В восточнославянской мифологии бог ветра. В восточнославянской мифологии божество древнерусского пантеона, кумир которого был установлен в Киеве в 980. Имя Стрибога восходит к древнему корню "стрег" что означает "старший", "дядя по отцу". В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря, что, видимо, указывает на атмосферные функции Стрибога. В древнерусских текстах имя Стрибога постоянно сочетается с именем Даждьбога, что даёт основание противопоставлять или сближать их функции и значение (дать - распространить долю, благо). Даждьбога

Белобог - Один из верховных добрых богов древних славянских народов. Бог удачи и счастья. В сознании древнего человека весь мир делился на две части - благоприятную и враждебную человеку. Каждая из них управлялась своим богом, определявшим человеческую судьбу. Одно божество отвечало за все хорошее (Белый бог), а другое за вce плохое (Черный бог - Чернобог). Существование веры в Белобога подтверждается связанными с ним топонимами, сохранившимися до наших дней у разных славянских народов - названиями гор (холмов). Так гора Белобог встречается в Сербии, под Москвой еще в XIX веке существовала местность под названием "Белые боги". Популярность Белобога подтверждается многочисленными упоминаниями в средневековых хрониках, куда включались рассказы путешественников из других стран. Так немецкий монах Гедьмольд, посетивший славянские страны в XII веке, писал в хронике, названной его именем, что славяне не начинают никаких серьезных дел без жертвы Белобогу. Чернобог

Мокошь Богиня, прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Ткать Пряжу Судеб ей помогают Богинии Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. (Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.) Макошь- единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств.

Чернобог Чернобог (черный Змей, Кащей) Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного. В «Славянской хронике» автора 12 в. Гельмольда описан ритуал пиршества, на котором пускали вкруговую чашу и произносили заклинания от имени двух богов - доброго и злого, «чёрного бога». На основе этого противопоставления реконструируется пара Белобог - Чернобог, воплощение противопоставлений «счастье - несчастье, белый - чёрный» и т. д. Белобог

Велес. Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев.. Ему подчинялись все низшие духи. Велес женился на Азовушке (духе азовского моря (дочери Сварога и Матери Сва) Волшебной обителью Велеса и Азовушке стал остров Буян. В основном Велес занимался земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка. Он был лунным богом, братом Солнца и Великим Хранителем Прави. По ведическом учениям, после смерти, людские луши поднимались по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу – обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов. Так же велес является стражем и хранителем реки Смородины, Ра-реки и Черного камня. Сварога Матери Сва

Культовые формы поддержки братчины славянские праздники родовые обряды почитания предков. общинная тризна культ героя княжеские пиры

Общинно-родовые формы помощи и поддержки Основой общинно- родовых форм поддержки славян была Верьвь - идеологическая система взаимоподдержки общинниками друг друга. «Институт старцев» «Институт детского сиротства» «Институт вдовы»

«Институт старцев» формы помощи выделение «косячка» кормление по дворам уход на погост

«Институт детского сиротства» формы помощи приймачество (аналог усыновления) мирская помощь в виде кормления по дворам назначение общественных родителей (аналог опеки)

«Институт вдовы» формы поддержки наделение вещами покойного в случае активного участия в обряде подготовки покойника к уходу в другой мир хождение за «навалным» участие в мятье льна с последующим вознаграждением

Хозяйственные формы взаимоподдержки и взаимовыручки ранние хозяйственные формы поддержки первоначально носили ритуальный характер и до XIX столетия сохранили форму народных праздников. 6 января - Турицы, (кое-где отмечался -День Кащея-Чернобога Турицы 12(24) февкаля - Велесов день ("св.Власия") Велесов день 23 марта - Комоединцы ( ) - Масленица- встреча весны. Весеннее равноденствие Комоединцы апреля - Перунова неделя Перунова неделя апреля Фомина неделя - Неделя поминовения усопших. 6 мая - День Дажьбога - встреча весны. 10 мая - День Земли (Матери Сырой Земли) (Никола Вешний) День Земли (Матери Сырой Земли) (Никола Вешний) 24 июня - Иван Купала 9(21) сентября- Праздник Урожая - Осенины - благодарение Матери-Земли Иван Купала Праздник Урожая - Осенины и т.д

Виды «помочей»: обязательные и необязательные; сезонные и внесезонные; связанные и не связанные с сельскохо­зяйственными работами.

Формы «помочей»: «наряды миром» толоки складчина супряга соседские «помочи».

История социальной работы Факультет гуманитарных технологий Кафедра социальной работы