Исследовательская работа учащихся Тепло, подступившее к сердцу Руководитель: учитель русского языка и литературы Роговенко Татьяна Анатольевна
Дверцы печки растворены, угли раздуты, И кирпич закопчен, и огонь тускловат, Но гляжу я на пламя, и кажется, будто Это вовсе не угли, а звезды горят. Звезды детства горят, звезды неба родного, Я сижу у огня, и мерещится мне, Будто сказка отца вдруг послышалась снова, Песня матери снова звенит в тишине. Полночь. Гаснет огонь. Затворяю я дверцу Нет ни дыма, ни пламени, нет никого. Что ж осталось? Тепло, подступившее к сердцу, Песня матери, сказка отца моего. Р.Гамзатов. «У очага». Тепло, подступившее к сердцу…
В села идет газ. Люди радуются. Конечно, очень удобно: не надо вставать рано утром, чтобы протопить печь, не нужно готовить дрова, покупать уголь. Да и еду готовить можно непосредственно на завтрак, обед и ужин, а не с утра на весь день, как это делали наши прабабушки. Цивилизация… Цивилизация дошла и до нашего села. Всё больше и больше квартир подводят газ. Летом идет вовсю работа: из домов выкидывают печи. Смотрим мы на все это и не знаем, радоваться или нет? А как же русская печь?
Мы вдруг подумали, а как мы будем своим детям и внукам сказки читать? Ведь в сказках Баба Яга пытается Иванушку в печь посадить, или Емеля разъезжает на печке. 33 года просидел на печи, набираясь сил, богатырь Илья Муромец. В печь, как под материнскую юбку, прячутся братец с сестрицей из русской народной сказки, спасаясь от Гусей- Лебедей. Глядя на газовый котел, дети никогда не поймут, как такое могло быть. А мы… сможем ли мы рассказать, показать эту самую печь? Поэтому мы и решили собрать, пока не поздно (пока живут ещё в сёлах люди, которые могут поделиться воспоминаниями ), материал о русской печке, чтобы последующие поколения знали об этом русском чуде.
Печь объединяла семью: зимними вечерами возле нее садились все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-нибудь, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что- нибудь чинили. Печь нужна была в любом возрасте. Она остывала только вместе с гибелью всей семьи или дома. Русская печь слышишь эти слова, и сразу веет стариной, теплом и уютом. Кажется, уж лучше печи ничего до сих пор не придумано, и она по праву исстари занимает самое важное место в доме. Недаром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу». А еще говорили: «печь нам мать родная», «на печи все красно лето», «добрая-то речь, коль в избе есть печь», «уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони».
ИСТОРИЯ ПЕЧИ Печи появились у наших предков достаточно рано, так как зимы были суровые и нужен был какой-то источник тепла. Исследователи считают, что уже в VI веке славяне в подавляющем большинстве пользовались печью, а не очагом. Местоположение печи определяло всю планировку жилища. Печь ставили обычно устьем в сторону входа, в правом углу, но были поселения, где предпочитали левый. Таких поселений не много, они являются скорее исключением. Угол напротив устья печи был рабочим местом хозяйки дома и назывался – бабий кут (угол).
Разожженная печь в зимнее время была одним из основных источников света, а важнейшим женским рукоделием в те времена было прядение. Сидя на лавке возле устья печи, женщина правой рукой вращала веретено, левой же сучила нить и, конечно, то и дело поглядывала в ту сторону. В VIII-X веках печи по- прежнему ставили в дальнем от входа углу, и правостороннее расположение преобладало.
Для того, чтобы приготовить пищу в сводах печи делали отверстия диаметром около 20 см. Разведя в печи огонь, в отверстия свода вставляли горшок и варили пищу, как на плите. Пища получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключается в том, что жар печи распределяется равномерно и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнём, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон равномерно, не пригорая. Кстати, посуда для приготовления пищи в русской печи постепенно приняла форму, в наибольшей степени отвечающую особенностям очага. Керамические горшки и металлические чугуны выпуклы и округлы именно потому, что нагрев в печи осуществляется с боков. Дно горшка, стоящего на поду, нагревается очень слабо, вследствие чего его делают совсем небольших размеров. Да и ухватом поддевать горшок с таким дном гораздо легче.
Наконец, русская печь довольно успешно выполняла роль бани. Делали это так. Из разогретой печи удаляли угли, под хорошо подметали и устилали соломой. Ставили чугун с горячей водой, забирались в печь и ложились на солому так, чтобы голова выглядывала из устья. Сбрызгивали свод горнила настоем душистых трав или квасом, отчего в нем резко повышалась влажность воздуха и температура. Ну, а дальше брали березовый веник и хлестали себя так, чтобы, как говорят, «чертям тошно стало». Главная особенность такой парилки в том, что в печи почти нет пара и все тело равномерно прогревается от горячих стен, из которых исходит сухое тепло. Именно такое тепло лучше всего лечит.
Однако главным назначением печи всегда было и остается приготовление пищи и выпечка хлеба. Для выпечки хлеба, когда в горниле остаются одни угли, вьюшку в дымоходе закрывают, а заслонку топки приоткрывают. В таком состоянии печь выдерживают 1015 минут, после чего проверяют температуру пода, бросив на него немного муки. Если мука чернеет значит, под перегрет, и его продолжают охлаждать. Коричневый цвет свидетельствует о нормальном нагреве, когда в горнило можно сажать хлеб. Кто хоть однажды испробовал хлеб, испеченный в русской печи, томленые щи или кашу, уже не забудет их превосходного вкуса и аромата. В ней прекрасно пекутся пироги, тушатся овощи, мясо и рыба. Все наши ультрасовременные печи не идут ни в какое сравнение с русской духовой печью.
У нас в селе есть музей, где можно увидеть вещи, которые вышли из обихода повседневной жизни. В своей работе мы предлагаем вам познакомиться с теми из них, фотографии которых мы разместили в своей работе. Кроме того, мы побывали в домах, где ещё остались печи, и тоже зафотографировали некоторые вещи, связанные с русской печью. К великому сожаленью, нам не удалось найти в селе дом, где сохранилась бы русская печь, поэтому мы воспользовались рисунком, взятой в одной из работ, посвященных истории русской печки, добавив названия некоторых ее частей.
Русская печь. 1-чело, сало, зев, горнило ; 2-шесток, припечек; 3-подпечье - место для хранения дров, кочерги и т.п., 4- печурка, 5 – залавок, голбчик (длинный ящик с подъемной крышкой для хранения продуктов и посуды); 6-ухват. Устройство печи
Место входа в печь называлось по- разному: чело, сало, зев, горнило, устье
Вьюшка, закрывает вход в трубу и не выпускает тепло
Ухват, рогач - им вытаскивали чугунки из печи
Чапельник, чапленник, сковородник, захватывали сковороду
Деревянная лопатка, которой вынимали хлеб из печи
Кочерга, клюка
Заслонка, закрывает вход в русскую печь
Подпечье - складывали дрова «про запас»
«голландка» … Русская печь была основой традиционного крестьянского быта. Отсюда нежная привязанность к ней крестьянина и его неприятие других видов печей, отразившееся в поговорках: "Прихоть для бар, а нам нужон жар да пар", "Тоже мне печь – ни лечь, ни спечь", – все они носили у нас название "голландок" да "шведок", пусть и делались русскими мастерами: титула печи крестьянская Россия им так и не присвоила.
Литература 1. Монографии Геннадия Федотова "Русская печь« 2. Сайт ИД «Алтапресс» 3.Энциклопедия. Работу выполнили учащиеся 8-9 классов МОУ «Стуковская сош» Павловского района Алтайского края Серещенко Виктория, Башлычева Диана, Ясаева Амина