Исрапилова М.Г., учитель истории и МХК Преподавание курса «Основы светской этики» в 5 классе. Выступление на семинаре в КРИПКиПРО года
Цель курса формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на уважении духовных ценностей народа
Задачи курса развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы
Ожидаемые результаты изучения курса «Основы светской этики» готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе формирование первоначальных представлений о светской этике становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России осознание ценности человеческой жизни
В ходе апробации предполагается: преподавание комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики (далее - комплексный учебный курс), обеспечивающего ориентацию учащихся в области культуры религий и светской этики, в течение двух четвертей общеобразовательной школы (в 4-ом классе (последняя четверть) и 5 классе (первая четверть) с учетом интересов учащихся и их семей).
Почему курс «Светская этика?» Шаг. 1 Изучение 6 модулей курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Шаг 2. Проведение родительского собрания в 5 классе
Учебник «Основы светской этики»
Методы работы на уроках Метод проблемных дискуссий Исследовательский Проблемно-поисковый Проектирование
Формы учебной работы Просмотр фильма и беседа по вопросам (учителя или сами учащиеся формулируют интересующие их направления) Беседа по тексту. Отрывки их произведений и обсуждение проблемы (либо формулирует учитель, либо сами учащиеся) Творческое обсуждение дома с членами семьи (проблема дается в ходе урока)
Формы учебной работы Театрализация (используется чаще во внеклассной работе. Праздник Покрова) «Мой словарь хороших слов» (в ходе изучения курса учащиеся записывают понравившиеся слова) Беседы по картинам (учащиеся получают репродукцию и отвечают на предложенные вопросы)
Мои «находки» Можно использовать и музыкальные произведения, если связать их с темой урока (например, песня В.С. Высоцкого из к/ф «Вертикаль») Если связать с воспитательной системой класса этот курс, то будет гораздо эффективнее На все презентации творческих работ обязательно приглашать родителей
Рефлексия Я узнал на уроке.. Я согласен с тем, что… Я не согласен с тем, что… Я хочу узнать о… Мне было интересно (неинтересно) Было трудно… Я смог… Меня удивило…
Задания на дом Написать рассказ или сказку на предложенную тему Нарисовать нравственные ценности (например добро, зло и т.д.) Подготовить сообщение Прочитать и познакомить с литературным произведением Творческая мастерская (разнообразные поделки)
Трудности Отсутствие учебника у учащихся Нет методических рекомендаций по преподаванию курса Материал сложный для понимания в 5 классе (нет необходимого жизненного опыта)
Что планируется В марте на родительском собрании в 4 классе предложить родителям уже на выбор два модуля: «Основы светской этики» и «Основы православной культуры»