ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП РАЗРАБОТКИ Голицыно Алексей Сергеевич Обухов
БАЗИС От действия к мысли Рефлексия на себя и на других
Как лучше развиваются способности? Мы учим так, как нас учили!
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
СХЕМА УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ Контролируемая извне (по П.Я. Гальперину) Заданная изнутри (по Н.Г. Алексееву) ориентировкаисполнениеконтроль реализация замысел рефлексия
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА Провокация Пример Соучастие Содействие Поддержка Запрос Задание Инструкция Директива Контроль Присмотр Приказ
ОТ РАЗВИТИЯ К САМОРАЗВИТИЮ учение (освоение культурных образцов, существующих знаний, концептуальных позиций) практика (приобретение навыков, способов деятельности) исследование (выход на субъектную позиция по отношению к действительности)
ОТ СТАТИКИ К ПЛАСТИКЕ От «что» к «как» От «так принято было всегда» к «зачем это нужно сейчас?» От «о чем рассказывает преподаватель» к «что и как делает студент» От тренировки памяти к созиданию внешнего и внутреннего продукта От контрольных вопросов об остаточных знаниях к критериальной оценке результата (продукта) деятельности От общего базиса к вариативному погружения Система альтернатив с выборами в точках бифуркации
ОСНОВАНИЯ (ОБРАЗ РЕЗУЛЬТАТА) Профессиональный стандарт педагога Концепция поддержки развития педагогического образования ФГОС дошкольного образования ФГОС основного общего образования ФГОС ВПО 3+
1 – Личностно- профессиональное развитие 2 – Возрастная психология и педагогика 3 – Возрастная физиология и нейрофизиология 4 – Дефектология и девиантология 5 – Образовательные системы и педагогические технологии Непрерывная педагогическая практика Возраст / ступень образования ЛИНИИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ МОДУЛЯ Задачи: -синхронизация -интеграция -избегания дублирования -связь теории с практикой -самопознание и познание
МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ Созидание новых реалий деятельности и способов действия («Я реализую себя в деятельности для других») Осознание культурных и личностных смыслов собственной деятельности («Я понимаю зачем я действую») Способность задавать цель деятельности и регламентировать норму действия («Я действую сам») Самостоятельное владение нормой действия («Я могу сам») Потребность в самостоятельности действий («Я хочу сам»)
НА КАКОМ МЫ ЭТАПЕ? Принят образ идеального результата Появился контур организации смыслового поля Представлены примеры детализации и конкретизации содержания Проработаны варианты нескольких линий внутри модуля Пока нет: -синхронизации линий модуля -содержания непрерывной педагогической практики и способов ее организации -способов выстраивания связей с предметным содержанием образования -временной рамки реализации -организационных форм осуществления
КОНТУР ЛОГИКИ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ С НАЛИЧИЕМ ДЕТАЛИЗАЦИИ Блок «Личностно- профессиональное развитие» Блок «Возрастная психология и педагогика » Блок «Возрастная физиология и нейрофизиология» Блок «Дефектология и девиантология» Блок «Образовательные системы и педагогические технологии» Блок «Производственная практика» Степень проработанности по принципу «как», а не «что»: -есть варианты по всей линии -дорабатывается в заданной логике -есть варианты, но вне заданной логики -нет проработки
ПРИМЕР ДЕТАЛИЗАЦИИ Период реализации, неделя, количество часов Раздел блока Формируемые профессиональные требования в соответствии с профессиональным стандартом педагога / конкретизация образовательного результата Что конкретно происходит на занятии (кто, что и как делает) / какое задание на внеаудиторную работу Задание для самостоятельной работы Какой получается продукт (предъявляемый и оцениваемый результат) 7 неделя, 2 часа Наблюдение как базовый метод психолого- педагогических исследований Освоение наблюдения как метода и наблюдательности как профессионально важного качества Проведение модельных ситуаций и игр на развитие наблюдательности. Обсуждение различий созерцания и наблюдения. Разделение на примерах наблюдения как научного метода и наблюдательности как способности в обыденной жизни. Выделение способов фиксации наблюдения с целью повышения объективности метода Провести хронометрическ ого наблюдения по заданным параметрам за животными в зоопарке или за птицами на улице Карта хронометрическ ого наблюдения. Оценка – точность, конкретность и четкость выделения единиц наблюдения и адекватность фиксации наблюдаемого.
Период реализации, неделя, количество часов Раздел блока Формируемые профессиональные требования в соответствии с профессиональным стандартом педагога / конкретизация образовательного результата Что конкретно происходит на занятии (кто, что и как делает) / какое задание на внеаудиторную работу Задание для самостоятельной работы Какой получается продукт (предъявляемый и оцениваемый результат) 8 неделя, 2 часа Наблюдаемый факт и интерпретация Разведение объективного и субъективного в наблюдении Обсуждение результатов задания по наблюдению. На конкретных примерах из выполненных заданий – разведение объективно наблюдаемого факта и его интерпретации, предписывания, эффекта ожидания, стереотипа восприятия и т.д. Проведение наблюдения за животными или людьми с фотофиксацией. Фиксация ключевых этапов поведения или деятельности Серия фотографий с краткими комментариями, по которым можно реконструироват ь последовательно сть действий с ее значимыми психолого- педагогическим и характеристикам и. Оценка – четкость, полнота и качество серии фотографий ПРИМЕР ДЕТАЛИЗАЦИИ
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ДВИЖЕНИЕ -Рамочная детализация по всем линиям в общей логике «как осуществляется, что в результате получается и как оценивается» -Синхронизация и построения способов интеграция заданной детализации по проработанным линиям с непрерывной педагогической практикой -Определение связи и соотношения ПП модуля с предметными и общекультурными моделями -Перевод принятого содержания в форму учебного плана -Конкретизация учебного плана по позициям: кто, когда, где, с кем -Разработка детального содержания по всем занятием для 1 курса и погружение их в систему moodle