Программа должна содержать: 1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования; 2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования; 3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования; 4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения, других образовательных учреждений и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; 5) планируемые результаты коррекционной работы.
Пояснительная записка - понятийный аппарат - положения, лежащие в основе Программы Теоретико – методологическая основа Цели, задачи Программы Принципы коррекционной работы Направления работы. Содержание модулей Программы Механизмы реализации Программы Этапы реализации Программы (ежегодная цикличность) Содержание Программы коррекционной работы. Структура психолого – медико – педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ - направления работы - задачи каждого направления - содержание и формы работы - ожидаемые результаты работы Условия реализации Программы Ожидаемые результаты внедрения Программы
Программа коррекционной работы составлена: -в соответствии с требованиями ФГОС - на основе примерной образовательной программы основной школы - с учетом опыта работы образовательного учреждения - с учетом программно – методического, кадрового и материально-технического обеспечения школы. Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования. Основу программы составляют принципиальные положения: - во-первых, коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения; - во-вторых, содержание коррекционной работы – это программа оптимальной педагогической, психологической и медицинской поддержки и сопровождения обучающихся, направленные на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Категории детей с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П.Пузанова): -дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) - дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) - дети с нарушением речи - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата - дети с умственной отсталостью - дети с задержкой психического развития - дети с нарушением поведения и общения - дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами * В приложении к программе представлены психолого-педагогическая характеристика категорий детей с ОВЗ и основные требуемые условия обучения, воспитания и развития В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых УУД, а также различные формы педагогической работы с ним.
Теоретико-методологической основой Программы является взаимосвязь трех подходов: - нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей; - комплексного, обеспечивающего учет медико-психолго-педагогических знаний об обучающихся; - междисциплинарного, позволяющего осуществить совместно- распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей с конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов, психологов, коррекционных специалистов (в т.ч. учителей- логопедов, тифлопедагогов), а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).
В соответствии с ФГОС ООО Цели программы: - оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); - осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ. Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
В соответствии с ФГОС ООО: Задачи: своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей с учетом индивидуальных и личностных особенностей каждого ребенка, структурой и степенью выраженности нарушения; осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей; разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий; обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получение дополнительных образовательных коррекционных услуг; формирование у обучающихся зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации; расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности; развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников; реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
- принцип преемственности. Данный принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию. Способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Кроме того, учет принципа обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся; - принцип соблюдения интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах обучающегося; - принцип системности. Обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; активность в данном процессе всех участников образовательного процесса; - принцип непрерывности. Гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению; - принцип вариативности. Предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии; - принцип рекомендательного характера оказания помощи. Обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) классы.
- - принцип комплексности. При составлении плана работы по коррекции отклонений в психическом и (или) физическом здоровье каждого обучающегося учитываются его медицинские показатели (школьный врач, медсестра); результаты психологической (школьный психолог, дефектолог, учитель-логопед) и педагогической диагностик; - принцип достоверности. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса обучающегося, особенностей семьи, условий обучения и воспитания. - принцип гуманистической направленности. Опора на потенциальные возможности обучающегося, учет его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми; - принцип педагогической целесообразности. Создание программ индивидуального развития обучающихся; интеграция усилий педагогического коллектива (педагоги, врач, психолог, учитель-логопед и др. специалисты), а также специалистов специализированных учреждений.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, которые раскрывают ее основное содержание: - диагностическое. Обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; - коррекционно-развивающее. Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); - консультативное. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условия обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; - информационно-просветительское. Включает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями (создание психолого – медико – педагогического консилиума образовательного учреждения) социальное партнерство, в т.ч. сетевое взаимодействие вариативные формы получения образования: обучение в общеобразовательном классе; обучение в специальном (коррекционном) классе; обучение с использованием надомной (индивидуальной) формы обучения; организация дистанционного обучения, в т.ч. посредством сотрудничества со Школой дистанционного обучения коррекционная составляющая урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
I этап (май-сентябрь). Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом работы на данном этапе должна стать оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического, материально-технической и кадровой базы учреждения. II этап (октябрь-май). Этап планирования, организации и координации (организационно- исполнительская деятельность). Практическая реализация Программы коррекционной работы. Результатом работы на этом этапе является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность, а также процесс специального психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со специально созданными (вариативными) условиями обучения, воспитания, развития, социализации категории обучающихся с ОВЗ. III этап (май – июнь). Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ. IV этап (август – сентябрь). Этап регуляции и корректировки (регулятивно – корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
РЕБЕНОК с ОВЗ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ сопровождение ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ сопровождение СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ сопровождение МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Педагог - психолог Учитель-логопед Классный руководитель, социальный педагог, учителя-предметники Медицинский работник(и) Специалисты (тифлопедагог, дефектолог и другие) ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задачи: Содержание и формы работы: Ожидаемые результаты: Задачи: Содержание и формы работы: Ожидаемые результаты: Задачи: Содержание и формы работы: Ожидаемые результаты: Задачи: Содержание и формы работы: Ожидаемые результаты: Задачи: Содержание и формы работы: Ожидаемые результаты: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Участник сопровождения Функции Содержание работы Председатель ПМПК Научно-методическое обеспечение учебно - - воспитательного процесса. Аналитическая Контролирующая Координирующая 1. Перспективное планирование деятельности ПМПК. 2. Координация работы педагогов через проведение консилиума. 3. Повышение профессионального мастерства педагогов через курсы повышения квалификации, ознакомление с передовым педагогическим опытом. 4. Создание условий, способствующих благоприятному микроклимату в коллективе педагогов. 5. Контроль за: ведением документации; осуществлением диагностического обследования; соответствием намеченного плана работы результатам диагностики; осуществлением учебно-воспитательного процесса в соответствии с намеченным планом; результативностью реализации Программы коррекционной работы. Классный руководитель, Социальный педагог Учителя - предметники Исполнительская Аналитическая Организаторская Диагностическая Коррекционная Прогностическая 1. Диагностика познавательных способностей, развития учащихся в разных видах деятельности. 2. Составление планов индивидуального развития ребенка. 3. Разработка и уточнение образовательных маршрутов. 4. Организация различных видом деятельности учащихся с ОВЗ 5. Создание благоприятного микроклимата в ученическом коллективе. 6. Создание коррекционно-развивающей среды. 7. Коррекционная работа. 8. Анализ эффективности коррекционной работы.
Участник сопровождения Функции Содержание работы Педагог-психолог Учитель-логопед (тифлопедагог, дефектолог и другие коррекционные специалисты) Диагностическая Прогностическая Организаторская Коррекционная Комплиментарная Контролирующая Консультативная 1. Диагностика на момент поступления, в течение процесса обучения и на конец обучения. 2. Составление прогноза развития учащегося с ОВЗ, взаимодействие с другими специалистами образовательного учреждения в составлении планов работы, индивидуальных маршрутов для учащихся. 3. Организация системы занятий с учащимися по коррекции имеющихся отклонений. 4. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. 5. Контроль деятельности педагогов по организации учебно- воспитательного процесса. 6. Оценка эффективности Программы коррекционно- развивающей работы, внесение корректировок. Медицинский персонал Диагностическая Прогностическая Контролирующая Аналитическая Консультативная 1. Диагностика состояния здоровья. 2. Составление прогноза физического развития учащегося (совместно с руководителем физвоспитания). 3. Контроль физкультурно - оздоровительной работы. 4. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. 5. Анализ заболеваемости, физкультурно-оздоровительной работы. Анализ состояния здоровья учащихся с ОВЗ. 6. Обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием учащихся. 7. Отслеживание учащихся в период адаптации. Семья Комплиментарная Равноправные члены системы психолого- педагогического сопровождения. Активное взаимодействие.
организационные условияпсихолого-педагогическое обеспечениепрограммно-методическое обеспечениекадровое обеспечениематериально-техническое обеспечениеинформационное обеспечение
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении ими основной образовательной программы; компенсация имеющихся отклонений в физическом и психическом развитии средствами комплексного психолого - медико - педагогического сопровождения; пропедевтика вторичных отклонений; развитие у обучающихся с ОВЗ адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. овладение социально-бытовыми умениями и навыками коммуникации, используемыми в повседневной жизни; формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; включение в систему коррекционной работы образовательного учреждения взаимодействия с другими организациями; повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.