Программа должна содержать: 1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования; 2) перечень и содержание индивидуально.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Advertisements

Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Цель программы: Создание условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Педагог - психолог МОУ « СОШ 11 г. Вольска » Структура и особенности коррекционной программы образовательного учреждения.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Подготовила педагог-психолог Григорян Н.В.. Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования;
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Основные понятия и принципы психолого-педагогического сопровождения. Их «применимость» к задачам инклюзивного образования Радионова К.В. зам.директора.
Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук, Почетный работник среднего общего образования,
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Педагог.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Транксрипт:

Программа должна содержать: 1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования; 2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования; 3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования; 4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательного учреждения, других образовательных учреждений и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; 5) планируемые результаты коррекционной работы.

Пояснительная записка - понятийный аппарат - положения, лежащие в основе Программы Теоретико – методологическая основа Цели, задачи Программы Принципы коррекционной работы Направления работы. Содержание модулей Программы Механизмы реализации Программы Этапы реализации Программы (ежегодная цикличность) Содержание Программы коррекционной работы. Структура психолого – медико – педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ - направления работы - задачи каждого направления - содержание и формы работы - ожидаемые результаты работы Условия реализации Программы Ожидаемые результаты внедрения Программы

Программа коррекционной работы составлена: -в соответствии с требованиями ФГОС - на основе примерной образовательной программы основной школы - с учетом опыта работы образовательного учреждения - с учетом программно – методического, кадрового и материально-технического обеспечения школы. Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования. Основу программы составляют принципиальные положения: - во-первых, коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения; - во-вторых, содержание коррекционной работы – это программа оптимальной педагогической, психологической и медицинской поддержки и сопровождения обучающихся, направленные на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Категории детей с ОВЗ (по классификации В.А. Лапшина и Б.П.Пузанова): -дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) - дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) - дети с нарушением речи - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата - дети с умственной отсталостью - дети с задержкой психического развития - дети с нарушением поведения и общения - дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами * В приложении к программе представлены психолого-педагогическая характеристика категорий детей с ОВЗ и основные требуемые условия обучения, воспитания и развития В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых УУД, а также различные формы педагогической работы с ним.

Теоретико-методологической основой Программы является взаимосвязь трех подходов: - нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей; - комплексного, обеспечивающего учет медико-психолго-педагогических знаний об обучающихся; - междисциплинарного, позволяющего осуществить совместно- распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей с конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов, психологов, коррекционных специалистов (в т.ч. учителей- логопедов, тифлопедагогов), а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).

В соответствии с ФГОС ООО Цели программы: - оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); - осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ. Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

В соответствии с ФГОС ООО: Задачи: своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей с учетом индивидуальных и личностных особенностей каждого ребенка, структурой и степенью выраженности нарушения; осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей; разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий; обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получение дополнительных образовательных коррекционных услуг; формирование у обучающихся зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации; расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности; развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников; реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

- принцип преемственности. Данный принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию. Способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Кроме того, учет принципа обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся; - принцип соблюдения интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах обучающегося; - принцип системности. Обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; активность в данном процессе всех участников образовательного процесса; - принцип непрерывности. Гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению; - принцип вариативности. Предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии; - принцип рекомендательного характера оказания помощи. Обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) классы.

- - принцип комплексности. При составлении плана работы по коррекции отклонений в психическом и (или) физическом здоровье каждого обучающегося учитываются его медицинские показатели (школьный врач, медсестра); результаты психологической (школьный психолог, дефектолог, учитель-логопед) и педагогической диагностик; - принцип достоверности. Оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса обучающегося, особенностей семьи, условий обучения и воспитания. - принцип гуманистической направленности. Опора на потенциальные возможности обучающегося, учет его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми; - принцип педагогической целесообразности. Создание программ индивидуального развития обучающихся; интеграция усилий педагогического коллектива (педагоги, врач, психолог, учитель-логопед и др. специалисты), а также специалистов специализированных учреждений.

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, которые раскрывают ее основное содержание: - диагностическое. Обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; - коррекционно-развивающее. Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); - консультативное. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условия обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; - информационно-просветительское. Включает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями (создание психолого – медико – педагогического консилиума образовательного учреждения) социальное партнерство, в т.ч. сетевое взаимодействие вариативные формы получения образования: обучение в общеобразовательном классе; обучение в специальном (коррекционном) классе; обучение с использованием надомной (индивидуальной) формы обучения; организация дистанционного обучения, в т.ч. посредством сотрудничества со Школой дистанционного обучения коррекционная составляющая урочной, внеурочной и внешкольной деятельности

I этап (май-сентябрь). Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом работы на данном этапе должна стать оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического, материально-технической и кадровой базы учреждения. II этап (октябрь-май). Этап планирования, организации и координации (организационно- исполнительская деятельность). Практическая реализация Программы коррекционной работы. Результатом работы на этом этапе является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно – развивающую направленность, а также процесс специального психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со специально созданными (вариативными) условиями обучения, воспитания, развития, социализации категории обучающихся с ОВЗ. III этап (май – июнь). Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ. IV этап (август – сентябрь). Этап регуляции и корректировки (регулятивно – корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

РЕБЕНОК с ОВЗ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ сопровождение ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ сопровождение СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ сопровождение МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Педагог - психолог Учитель-логопед Классный руководитель, социальный педагог, учителя-предметники Медицинский работник(и) Специалисты (тифлопедагог, дефектолог и другие) ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задачи: Содержание и формы работы: Ожидаемые результаты: Задачи: Содержание и формы работы: Ожидаемые результаты: Задачи: Содержание и формы работы: Ожидаемые результаты: Задачи: Содержание и формы работы: Ожидаемые результаты: Задачи: Содержание и формы работы: Ожидаемые результаты: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Участник сопровождения Функции Содержание работы Председатель ПМПК Научно-методическое обеспечение учебно - - воспитательного процесса. Аналитическая Контролирующая Координирующая 1. Перспективное планирование деятельности ПМПК. 2. Координация работы педагогов через проведение консилиума. 3. Повышение профессионального мастерства педагогов через курсы повышения квалификации, ознакомление с передовым педагогическим опытом. 4. Создание условий, способствующих благоприятному микроклимату в коллективе педагогов. 5. Контроль за: ведением документации; осуществлением диагностического обследования; соответствием намеченного плана работы результатам диагностики; осуществлением учебно-воспитательного процесса в соответствии с намеченным планом; результативностью реализации Программы коррекционной работы. Классный руководитель, Социальный педагог Учителя - предметники Исполнительская Аналитическая Организаторская Диагностическая Коррекционная Прогностическая 1. Диагностика познавательных способностей, развития учащихся в разных видах деятельности. 2. Составление планов индивидуального развития ребенка. 3. Разработка и уточнение образовательных маршрутов. 4. Организация различных видом деятельности учащихся с ОВЗ 5. Создание благоприятного микроклимата в ученическом коллективе. 6. Создание коррекционно-развивающей среды. 7. Коррекционная работа. 8. Анализ эффективности коррекционной работы.

Участник сопровождения Функции Содержание работы Педагог-психолог Учитель-логопед (тифлопедагог, дефектолог и другие коррекционные специалисты) Диагностическая Прогностическая Организаторская Коррекционная Комплиментарная Контролирующая Консультативная 1. Диагностика на момент поступления, в течение процесса обучения и на конец обучения. 2. Составление прогноза развития учащегося с ОВЗ, взаимодействие с другими специалистами образовательного учреждения в составлении планов работы, индивидуальных маршрутов для учащихся. 3. Организация системы занятий с учащимися по коррекции имеющихся отклонений. 4. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. 5. Контроль деятельности педагогов по организации учебно- воспитательного процесса. 6. Оценка эффективности Программы коррекционно- развивающей работы, внесение корректировок. Медицинский персонал Диагностическая Прогностическая Контролирующая Аналитическая Консультативная 1. Диагностика состояния здоровья. 2. Составление прогноза физического развития учащегося (совместно с руководителем физвоспитания). 3. Контроль физкультурно - оздоровительной работы. 4. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. 5. Анализ заболеваемости, физкультурно-оздоровительной работы. Анализ состояния здоровья учащихся с ОВЗ. 6. Обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием учащихся. 7. Отслеживание учащихся в период адаптации. Семья Комплиментарная Равноправные члены системы психолого- педагогического сопровождения. Активное взаимодействие.

организационные условияпсихолого-педагогическое обеспечениепрограммно-методическое обеспечениекадровое обеспечениематериально-техническое обеспечениеинформационное обеспечение

удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении ими основной образовательной программы; компенсация имеющихся отклонений в физическом и психическом развитии средствами комплексного психолого - медико - педагогического сопровождения; пропедевтика вторичных отклонений; развитие у обучающихся с ОВЗ адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. овладение социально-бытовыми умениями и навыками коммуникации, используемыми в повседневной жизни; формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; включение в систему коррекционной работы образовательного учреждения взаимодействия с другими организациями; повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.