Краевая инновационная площадка: «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зам.зав. по ВМР Серикова Г.В. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 83 г. Комсомольска - на - Амуре 2014 год
Тема инновационной деятельности: «Обновление образовательного процесса в ДОУ в свете ФГОС ДО» Цель инновационной деятельности: проектирование оптимальной модели образовательного процесса ДОУ в контексте требований ФГОС ДО. Задачи: -Разработать и апробировать эффективные формы методической работы с кадрами, направленные на развитие профессиональной компетенции педагогов в контексте основных идей ФГОС ДО; -Осуществить внедрение современных педагогических технологий; -Провести корректировку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие самостоятельности, инициативности и творческого потенциала дошкольника в разных видах детской деятельности; -Разработать и апробировать эффективные формы включения родителей в образовательный процесс ДОУ; - Организовать работу по обновлению программно - методического обеспечения.
На I этапе инновационной деятельности по введению ФГОС ДО в дошкольном учреждении проведена следующая работа: -Внесены изменения в нормативно - правовую базу учреждения; - Идет апробация эффективных форм методической работы с кадрами, направленных на развитие профессиональной компетенции педагогов в контексте основных идей ФГОС ДО; -Проведен анализ соответствия материально-технической базы учреждения действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения; - Проводится корректировка развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие самостоятельности, инициативности и творческого потенциала дошкольника в разных видах детской деятельности; -Организована работа по внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс; -Осуществляется постепенное комплектование методического кабинета ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС;
Карта оценки развивающей среды в группе с точки зрения целевых ориентиров. Целевые ориентиры Требования к предметно - пространственной среде Требования к работе педагога любознательность, склонность к наблюдению, экспериментирован ию. Попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы искать закономерности и связи явлений Наличие уголка экспериментальной деятельности (лупа, пробирки и т.д.) Наличие интересных предметов природы для исследований; Возможность действовать самостоятельно, без обращения к взрослому (полнота и укомплектованность) ……. Проектирование и реализация образовательных событий, связанных с наблюдением и экспериментированием. Поддержка детского интереса к исследованию (как поддерживать?) Создание места представления детских результатов исследования (наблюдений) и их публичная презентация. Обеспечение появления загадок или загадочных объектов в среде группы, провоцирующих детский интерес ….
Пример оценивания развивающей среды в группе. Требования к предметно - пространственной среде индикаторы оценка 2. Трансформируемость пространства Предметы среды могут быть перенесены ребенком (они легкие и безопасные): стол, стул, материал/ игрушка, модуль, коврик, ширма и т.д. 2.1Трансформируемость самим ребенком Наличие возможностей для ребенка выделить себе пространство для индивидуальной или парной работы (маленькие коврики, столики, ширмы и т.п.) Наличие места для публикации детских продуктов, легкость смены детских работ. Возможность самостоятельного размещения ребенком своей работы …. 2.2Трансформируемость педагогами Наличие возможности легкого преобразования среды ребенком (контейнер с атрибутами, ширмы, стеллажи, и т.п.) Педагоги анализируют и изменяют предметную среду не реже…..
Планируемые результаты инновационной деятельности: -совершенствование профессиональной компетенции педагогов; - разработка модели образовательного пространства в ДОУ; - обновление программно - методического обеспечения; - совершенствование планирования воспитательно - образовательной работы. Конечные продукты инновационной деятельности - образовательная программа ДОУ; -рабочие программы педагогов ДОУ; -методические рекомендации по организации образовательного процесса; -кейс по реализуемым технологиям (пакет методических рекомендаций по применению в работе с воспитанниками современных педагогических технологий); -методические рекомендации к проектированию и организации развивающей предметно-пространственной среде.
Наряду с достижениями коллектива ДОУ в ходе введения ФГОС ДО, существует и ряд вопросов, требующих дальнейшего решения: -продолжается изучение и освоение применения педагогических технологий в работе с дошкольниками; -идет поиск новых, современных форм включения родителей в образовательный процесс ДОУ, в том числе посредством создания совместных образовательных проектов. - отсутствие реестра примерных образовательных программ дошкольного образования затрудняет разработку образовательной программы ДОУ в полном объеме;