Проблемы и возможности подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Ворошнина О.Р., заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Нормативная база Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от ФЗ Профессиональный стандарт педагога, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. 544 н Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Педагогическое образование»
Об образовании в Российской Федерации ФЗ-273 Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование Адаптированная образовательная программа Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Профессиональный стандарт педагога Требования к образованию и обучению Требования к профессиональной деятельности
ФГОС ВПО «Педагогическое образование» профессиональные задачи в области педагогической деятельности: обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей общепрофессиональные компетенции (ОПК): способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2)
Подготовка педагогов- дефектологов в Пермском крае Образовательная программа подготовки специалистов: «Специальная дошкольная педагогика и психология», квалификация специалиста «педагог-дефектолог для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии», с 1997 года, «Логопедия», квалификация «учитель- логопед», с 1999 года Подготовка бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», с 2011 года Подготовка магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», с 2012 года
Программы подготовки в магистратуре «Клинико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»
ПГГПУ (перспективы) Подготовка бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профили «Олигофренопедагогика», «Воспитание и обучение детей с ЗПР» Подготовка бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Педагогика и психология инклюзивного образования»
Реализация дополнительных профессиональных программ (госбюджетное финансирование, МОиН Пермского края) Программы повышения квалификации педагогов общеобразовательных организаций, осуществляющих образование лиц с ОВЗ (инклюзивное образование) Программы повышения квалификации педагогов специальных (коррекционных) образовательных организаций Программы профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», «Учитель-дефектолог», «Учитель СКОУ»
Проблема Неполное соответствие профессиональных кадров требованиям современного законодательства: Обеспеченность педагогическими кадрами, имеющими профильное дефектологическое образование по РФ составляет не более 15% Педагоги организаций общего образования не готовы к реализации образования обучающихся с ОВЗ
Предложения Министерству образования и науки Пермского края Осуществить мониторинг педагогических кадров, работающих с детьми с ОВЗ в специальных (коррекционных) и общеобразовательных организациях
Предложения Министерству образования и науки Пермского края Организация целевой подготовки педагогов территорий Пермского края по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования дефектологического и психолого-педагогического направлений; Участие в процедуре формирования контрольных цифр приема в высшие учебные заведения г. Перми; финансирование обучения педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Пермского края, по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки
УМО по направлению подготовки «Педагогическое образование» Включение в ООП подготовки бакалавров учебных дисциплин (модулей), обеспечивающих подготовку будущих педагогов к обучению, воспитанию и реализации развивающей деятельности в отношении обучающихся с ОВЗ, к работе по созданию среды, овладению технологиями инклюзивного обучения, разработке и реализации адаптированных образовательных программ и создания специальных условий для образования лиц с ОВЗ в соответствии с требованиями современного законодательства и приоритетами развития системы образования РФ.
Пермскому государственному гуманитарно- педагогическому университету Обеспечить условия для получения высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата: по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профили «Олигофренопедагогика», «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития», «Специальная психология»; по направлению подготовки «Психолого- педагогическое образование», профиль «Педагогика и психология инклюзивного образования»
Благодарю за внимание!