Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Тема 5.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Advertisements

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА Тема 5. Имя.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 8.
Язык делового общения Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра русского языка Андреева Ирина Владимировна Деепричастия.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА Тема 1. Морфология.
ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Обмен информацией Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 4.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 6.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА Тема 7. Глагол:
Синтаксические нормы- правильное построение словосочетаний и предложений Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из.
Шрифт Лекция 7. Тема 3. История развития шрифтов для латинского алфавита. Римское письмо. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна,
5. Синтаксические нормы. Порядок слов Прямой порядок слов в русском языке: тема (данное) + рема (новое) Рема + тема – обратный порядок слов / инверсия.
Синтаксическая стилистика. Стилистика Стилистика изучает различные стилистические вопросы речевой деятельности: отбор языковых средств в зависимости от.
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема 19. Драматургия.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Гончарук Екатерина Юрьевна Лексикология.
Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
Транксрипт:

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Тема 5. Синтаксические нормы современного русского литературного языка Коновалова Юлия Олеговна

Цель: Познакомиться с правилами построения словосочетаний и предложений

Задачи: 1. Узнать правила управления слов в словосочетании. 2. Узнать правильный порядок слов в простом предложении. 3. Узнать правила согласования подлежащего и сказуемого. 4. Узнать правила употребления причастных и деепричастных оборотов.

Содержание: Цель, задачи Ключевые слова темы Управление слов в словосочетании. Порядок слов в простом предложении. Согласование подлежащего и сказуемого. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Вопросы для самопроверки Литература

Ключевые слова темы: Управление Согласование Подлежащее Сказуемое Словосочетание Предложение Причастный оборот Деепричастный оборот

Управление слов в словосочетании Глагол требует определённого падежа существительного: Рассказывать (кому?) (что?) (о чём?) Мама рассказывает сыну сказку о чудесах. Рисовать (что?) (чем?) Девочка рисует картину акварелью.

Управление слов в словосочетании Глагол + существительное в винительном падеже: Написал письмо. Знаем теорию государства. НЕ + глагол + существительное в родительном падеже: Не написал письма. Не знаем истории искусства. Возможен винительный падеж: Не написал письмо, которое обещал написать (значение конкретности объекта). Не видели Васю и Костю (имена собственные).

Выбор предлога Есть предлоги-синонимы, которые употребляются в разных стилях: Разговорный стиль Из-за Потому что Книжный стиль Вследствие, ввиду (род. падеж) В связи с (творит. падеж), по причине (родит. падеж)

Порядок слов в простом предложении В русском языке свободный порядок слов. НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ СТОИТ В КОНЦЕ! Прямой порядок слов: Студенты готовят дипломные проекты. Обратный порядок слов: Дипломные проекты готовят студенты.

Порядок слов меняет смысл предложения: Даже эта работа трудна для меня. Эта работа даже трудна для меня. Эта работа трудна даже для меня. Я очень не хочу это делать. Я не очень хочу это делать. Я так не думаю. (= несогласие с собеседником) Я не так думаю.

Согласование подлежащего и сказуемого Подлежащее Ряд (часть, большинство, меньшинство) домов (неодушевлённые) Ряд (часть, большинство, меньшинство) студентов (одушевлённые) Сказуемое стоял (ед.ч.) стояли (мн.ч.)

Согласование подлежащего и сказуемого Подлежащее Несколько (десять, двадцать) домов (неодушевлённые) Несколько (десять, двадцать) студентов (одушевлённые) Сказуемое стояло (ед.ч., ср.род) стояли (мн.ч.)

Согласование подлежащего и сказуемого Подлежащее Два (три, четыре) дома (неодушевлённые) Два (три, четыре) студента (одушевлённые) Сказуемое стояли (мн.ч.)

Согласование подлежащего и сказуемого Подлежащее Составные числительные: Сто двадцать один дом (неодушевлённые) Сто двадцать один студент (одушевлённые) Сказуемое стоял (ед.ч.)

Согласование подлежащего и сказуемого Существительные ЛЕТ, МЕСЯЦЕВ, ДНЕЙ, ЧАСОВ Сто лет Пять месяцев Два часа Три дня прошло (ед.ч.)

Согласование подлежащего и сказуемого Существительное ПОЛ-… Полдома Полдня Полгода (ед.ч., ср.род): построено прошло забыто

Согласование подлежащего, сказуемого и определения Существительное ПОЛ-… новые полдома интересные полдня страшные полгода (мн.ч.): построены прошли забыты

Согласование подлежащего и сказуемого Сложносокращённые существительные (аббревиатуры) 1. Если слово склоняется (вуз – вуза – вузу – вузом – вузе) – согласование обычное: Престижный вуз приглашает студентов. 2. Если слово не склоняется (ВГУЭС, МТС) – согласование зависит от рода и числа главного слова: ВГУЭС (университет – муж.род) закончил набор абитуриентов. МТС (мобильные телесистемы – мн.ч.) ввели в действие новые тарифы.

Согласование подлежащего и сказуемого Однородные подлежащие (два и более подлежащих) 1. Подлежащие + сказуемое: сказуемое во мн.ч. Лекция и семинар закончились. 2. Сказуемое + подлежащее: сказуемое сочетается с ближайшим существительным в роде и числе. Закончилась лекция (ж.р.) и семинар. Закончился семинар (м.р.) и лекция.

Согласование подлежащего и сказуемого Подлежащее: сущ. (Им.п.) + сущ. (Тв.п.) 1. Существительные называют РАВНОПРАВНЫХ деятелей: сказуемое во мн.ч.: Петя с Серёжей ждали преподавателя. 2. Существительные называют НЕРАВНОПРАВНЫХ деятелей или если есть слово ВМЕСТЕ, СОВМЕСТНО: сказуемое согласуется с главным словом. Мама с сыном пошла к врачу. Отец с дочерью пошёл к врачу. Петя вместе с Серёжей ждал преподавателя.

Согласование существительных и прилагательных Два, три, четыре + прилаг-ое + сущ-ое: 1. При словах мужского рода прилагательное между числительным и существительным стоит в родительном падеже мн.ч.: Два опытных преподавателя.

Согласование существительных и прилагательных Два, три, четыре + прилаг-ое + сущ-ое: 2. При словах женского рода прилагательное стоит в именительном падеже мн.ч.: Две большие комнаты.

Согласование существительных и прилагательных Два, три, четыре + прилаг-ое + сущ-ое: 3. Если прилагательное стоит перед числительным, то оно стоит в именительном падеже мн.ч., независимо от рода существительного: Опытные два дизайнера приступили к работе. Большие две комнаты уже реконструированы.

Употребление причастных оборотов Причастный оборот можно заменить придаточным предложением со словом «который» (в именительном или винительном падеже): Это интерьер, который (вин.п.) создал Иван. – Это интерьер, созданный Иваном. Это дизайнер, который (им.п.) победил в конкурсе. – Это дизайнер, победивший в конкурсе.

Употребление причастных оборотов Придаточное предложение со словом «который» в других падежах причастным оборотом заменить нельзя: Это интерьер, о котором (предл.п.) мечтал Иван. – замена невозможна. Это дизайнер, с которым (твор.п.) мы давно работаем. – замена невозможна

Употребление деепричастных оборотов Деепричастие и глагол-сказуемое в предложении обозначают действие одного субъекта: Заказчик, волнуясь, позвонил исполнителю. Закончив работу, специалисты пригласили клиента.

Употребление деепричастных оборотов Ошибки! Предложение неправильно, если деепричастие и сказуемое называют действие разных субъектов: Возвращаясь домой, мне позвонил директор. Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа. Предложение неправильно, если в нём нет подлежащего: Увидев новый интерьер, мне стало интересно.

Вопросы для самопроверки Выберите правильный вариант. 1. Я не читал …, о котором ты говорил. а) тот роман б) того романа 2. Часть студентов уже … работу. а) закончили б) закончила

Вопросы для самопроверки Выберите правильный вариант. 3. Четыре проекта … в выставке. а) приняли участие б) приняло участие 4. Пятьдесят один человек … а) пришли на лекцию б) пришёл на лекцию

Вопросы для самопроверки Выберите правильный вариант. 5. … шесть часов. а) прошло б) прошли 6. Вуз … подготовку дизайнеров. а) начало б) начал

Вопросы для самопроверки Выберите правильный вариант. 7. Туризм и сервис … многими студентами. а) выбирается б) выбираются 8. … … интерьер и ландшафт. а) создан новый б) созданы новые

Вопросы для самопроверки Выберите правильный вариант. 9. Вася с Катей … на зачёт. а) пришёл б) пришли 10. Вася вместе с Катей … на зачёт. а) пришёл б) пришли

Вопросы для самопроверки Выберите правильный вариант. 11. Два … проекта. а) новых б) новые 12. Это … два проекта. а) новых б) новые

Вопросы для самопроверки 13. Четыре … а) перламутровых пуговиц б) перламутровые пуговицы 14. Укажите предложение с ошибкой: а) Вспоминая об удачной работе, Ивану стало приятно. б) Вспоминая о выполненном заказе, Иван испытывал радость.

Вопросы для самопроверки 15. Укажите предложение, в котором придаточное предложение со словом КОТОРЫЙ можно заменить причастным оборотом: а) Это материал, который часто используют для отделки стен. б) Это материал, над которым изготовители долго работали.

Литература к теме: Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», – С

Спасибо за внимание!

Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.