Формирование лексико- грамматического строя речи у слабослышащих
Основные причины нарушений развития речи слабослышащих поздние практические ориентировки на качества и свойства предметов недостаточное речевое общение и средств невербальной коммуникации трудности произвольного запоминания(образы предметов организованы в меньшей степени) специфические особенности зрительного восприятия(выделяются несущественные признаки предметов и явлений) позднее формирование наглядно-действенных обобщений, которые служат предпосылкой для осознанного овладения любыми видами речи.
Особенности формирования словарного запаса позднее начало накопления словарного запаса трудности усвоения названий признаков предметов, действий, явлений замены лексического значения слов, основанные на семантической общности. замены значений слов, основанные на фонетическом сходстве неточности употребления слов сложности усвоения служебных слов с отвлеченным значением трудности осмысления временных и пространственных отношений
Особенности формирование грамматического строя речи неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами недостаточное понимание грамматических значений слов степень проявления нарушений различна :от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций
Развитие словаря расширение значений слов путём установления и закрепления связи между словом и предметом, действием, явлением в практической деятельности (действия с предметами, рисование...) актуализация слов в речи детей, включение их в различную речевую практику( рассказывание, беседы, ответы на вопросы..) уточнение и расширение значений слов в условиях разных контекстах дифференциация слов, близких по значению и произнесению практические наблюдения над составом и формой слова (однокоренные слова, синонимы, антонимы, многозначность, словообразование).
Работа по формированию грамматического строя речи необходимо обеспечивать условия для усвоения различных грамматических конструкций и формирования обобщенного образа этих конструкций, свободного пользования ими в самостоятельной речи. формирование пространственных и временных отношений формирование понимания грамматических конструкций образование существительных с уменьшительными суффиксами сопоставление существительных единственного и множественного числа сопоставление существительных в именительном и косвенных падежах образование разноприставочных глаголов сопоставление флексий прилагательных при изменении рода числа активное использование новых слов при составлении предложений с использованием служебных частей речи
Организация работы специалиста по развитию речи слабослышащих Создание условий, максимально благоприятных для слухового восприятия : отсутствие шумов, притупляющих слуховую чувствительность уменьшение реверберации в помещении, так как она уменьшает разборчивость речи размещение ребёнка в кабинете с учётом его слуховых возможностей бисенсорное (слухо -зрительное)восприятие речи, что оказывает помощь акустическому восприятию устной речи громкая речь педагога, слегка замедленного темпа
Специфика работы над речью слабослышащих работа над словом строится в контексте решения общих задач формирования речи слабослышащих опора на зрительное восприятие как на главный источник представлений об окружающем мире. активное привлечение родителей к работе по развитию устной речи ребенка развитие процессов самоконтроля над произнесением слов, составлением фраз. корреляция и взаимодействия специалистов и родителей по преодолению отклонений в развитии
Презентацию подготовила: учитель-логопед высшей категории ППМС центра «Росток» Шанина Марина Николаевна