Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.)
Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка; освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Основные разделы программы «Повторение изученного» «Предложение с однородными членами» «Текст» «Имя существительное» «Имя прилагательное» «Местоимение» «Глагол» «Повторение изученного за курс 4 класса»
Основные требования к знаниям и умениям обучаю щихся Должны знать: * признаки простого и сложного предложения; * признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов); * признаки однородных членов предложения; * лексико – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов; * признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных; * признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Знать: * значимые части слова; * признаки изученных частей речи; * типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Уметь: * производить синтаксический разбор предложения; * расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами; * устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление; * разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Уметь: * безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты ( слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах : безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, непроверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами, слитное написание приставок перенос слова и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
Уметь: * анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение; * различать произношение и написание слов; * находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю); * создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
Уметь: * производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс; * подбирать однокоренные слова разных частей речи (различать термины «форма слова», «однокоренное слово»; * распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); * изменять имена существительные по числам;
Уметь: * склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; * изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного; * изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам; *распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; * устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания; * распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
Уметь: *распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; *производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; * интонационно правильно произносить предложения; * писать изложения в слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану; * определять тему и основную мысль текста; * делить текст на части, соблюдать красную строку;
Уметь: * устанавливать связь между частями текста; * устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; * озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль; * распознавать текст - повествование, описание, рассуждение; * писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям; * составлять устный ответ - рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: * адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.); * работы со словарями; * соблюдения орфоэпических норм; * создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике; * овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Контролируемые знания и умения к концу 4-го класса таблица