Эйдос - конспект как одна из форм глубокого осмысления художественного текста
ЭК бывают разных видов. По форме их можно разделить на следующие : 1) художественные ( в основе – рисунок ) 2) графические ( приближенные к опорному конспекту ) 3) цветовые ( в основе цвет ) 4) ассоциативные ( рождающие собственные образы ) 5) комбинированные ( сочетающие в себе разные виды : рисунок и цвет, схему и образы, авторские и читательские образы ).
По содержанию ЭК условно разделим на несколько групп : ЭК, отражающие особенности художественного мира писателя ЭК, раскрывающие тематику, проблематику, идейное содержание, композицию произведения ЭК – помощники при анализе образа - персонажа ЭК, проводящие литературные параллели ЭК, основанные на образах, созданных известными критиками произведения ЭК, трактующие литературные направления
Эйдос - конспект представляет собой сложное целое : 1) образный рисунок ( возможно, график ), состоящий из фигур, цветов, картин, выявившихся ассоциативно в сознании читателя в процессе интерпретирования ; 2) четкое обоснование высказыванием из текста - цитатный материал ; 3) формулировка названия конспекта как главной мысли, воспринятой и сформулированной читателем ; 4) комментарий - формулировка вывода, связанного с названием ; 5) сочинение - интерпретация текста ( рассуждение на основе данного ).
«До боли нам ясен долгий путь!» И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль… Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несётся вскачь.
В бескрайности степей, в «тоске безбрежной», в вечном преодолении исторических испытаний выражена идея бесконечной устремлённости России вперёд. Образ степной кобылицы – это образ движения. Образ кровавого заката- символ, в который Блок вкладывает мысли о судьбе России; будущее ему видится неясным, далёким, а путь трудным и мучительным. «Вечный бой» России, вечный непокой в сердце, воинственность русских рассматривается Блоком как святая миссия. «Из сердца кровь струится»- так мог сказать только поэт, осознавший свою судьбу, свою жизнь, кровно связанную с судьбой и жизнью народа. А.А. Блок - русский поэт Серебряного века. Свой первый цикл стихов «Из посвящений» поэт выпускает еще в студенческую пору в журнале «Новый путь». Затем следуют «Стихи о прекрасной даме», написанные под влиянием идей философа 19 века Владимира Соловьева об ожидании в мире Вечной Женственности. Вторая книга стихов выходит в период годов. Тема России и переживания о судьбе народа находят отражение в творчестве поэта – в сборниках «Родина», «На поле Куликовом», «Земля в снегу», в поэмах «Скифы», «Возмездие». В этот период Блок работал редактором критики в журнале «Золотое Руно» и возглавлял школу символизма. Самая известная работа Александра Блока – поэма «Двенадцать», написанная в 1918 году.
« Стальная конница » Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озёрных кроясь, Железной ноздрёй храпя, На лапах чугунных поезд ?
« Сорокоуст » по Руси А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребёнок? Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?
В одном из писем (1920) Есенин рассказывал: «Трогает меня …только грусть за уходящее милое родное звериное и незыблемая сила мёртвого, механического. Вот Вам наглядный случай из этого. Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно и что же? Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребёнок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребёнок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни…». Испытывая острое разочарование, Есенин начинает проклинать «железного коня» - город с его индустрией, который несёт гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь. Тревожные размышления поэта о том, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении «Сорокоуст». Сорокоуст - молитвы об умершем, которые читаются в течение сорока дней после смерти. Глубокая боль звучит в стихе о невозвратной, исторически обречённой на гибель старой деревне. Именно в этот период и проявился наиболее ощутимо «крестьянский уклон» Есенина. Близкий его мир деревни уходил. И сам поэт всё чаще задумывался о смерти.
Эйдос - конспект как синтез и систематизация знаний по разным разделам русского языка