Философские истоки символистов в России
Возникновение русского символизма История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения в Москве и Петербурге литературных кружков, объединивших поэтов-декадентов, или старших символистов. Д.С. Мережковский В.Я. Брюсов «Русские символисты»(1894 г)Лекция «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы
Главными принципами новой литературы, по мнению Мережковского, должны стать: 1) мистицизм; 2) символизм 3) расширение художественной впечатлительности. Одновременно он издает поэтический сборник «Символы» (1892), с которого, собственно, и началась история русского символизма.
Старшие символисты В.Я. Брюсов К.Д. БальмонтЮ.К.БалтрушайтисЗ.Н.ГиппиусД.С.МережковскийН.М.МинскийФ.К. Сологуб
Младосимволисты В.И. ИвановА. БелыйА.А. Блок Эллис (Л. Кобылинский)
К началу 1910-х гг. символизм переживает кризис и как целостное направление уже не существует. Это было связано: --во-первых, с тем, что наиболее талантливые поэты нашли свой творческий путь и не нуждались в «привязке» к определенному направлению; -- во-вторых, символисты так и не выработали единого взгляда на сущность и цели искусства
Художественные принципы символизма Центральным понятием эстетической системы символизма является символ (от греческого Symbolon – условный знак) – образ, вмещающий в себя бесконечное множество смыслов. Символ позволяет постичь то, что нельзя выразить словами, что находится за пределами чувств. Искусство символизма призвано интуитивно постигать мир, поэтому произведения символистов не поддаются рациональному анализу. Стихи символистов отличаются музыкальностью, так как они считали музыку праосновой жизни и искусства. Музыкальность стихов достигается благодаря частому использованию ассонансов, аллитераций, повторов. Как и в романтизме, в символизме господствует идея двоемирия: миру земному, реальному противопоставляется мир запредельный «реальнейший», вечный. Поэзия символистов подчеркнуто сосредоточена на внутреннем мире лирического героя, на его многогранных переживаниях связанных с трагическим состоянием мира, с таинственной связью человека и вечности. Слово в произведениях символизма многозначно.Многозначность слова определяется не только тем и смыслами, которые вкладывает в него автор, но и контекстом произведения, контекстом творчества писателя.
Символизм - внутренне неоднородное явление. В начале 900-х годов обозначилось три течения в символизме: «Декаденты» - Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус и некоторые другие связывали искусство с богоискательскими идеями. Они проповедовали идею «религиозной общественности». «Литературный символизм» или старшие символисты. Здесь главенствовали В.Брюсов и К.Бальмонт. «Младшие символисты» - А.Белый, А.Блок, Вяч. Иванов, С.Соловьев, Эллис. Они объявили себя приверженцами философско-религиозного понимания мира в духе Вл.Соловьева.
Манифестами декаданса стали книги : Ж.К.Гюисманса «Наоборот» ("A rebuars, 1884) М.Нордау «Вырождение» (1883) Русский декаданс - одно из течений внутри символизма. Он усматривал свои истоки не в психической, а в социальной сфере.
1890 г- книга «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни» Все нравственные понятия относительны и равно приемлемы, например, Добро и Зло. Минский приветствует «мистический пламень» в душе человека, который позволяет ему понять непостижимое.