Символизм Символ – это окно в вечность. А. Белый.
Цель работы узнать об истоках символизма узнать об истоках символизма изучить особенности символизма изучить особенности символизма познакомиться с представителями этого литературного направления познакомиться с представителями этого литературного направления
Появился в России в гг. XIX в. Появился в России в гг. XIX в. Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни Представители в литературе : Представители в литературе : В. Я. Брюсов В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт К. Д. Бальмонт А. Белый Ф. К. Сологуб Ф. К. Сологуб И. Ф. Анненский И. Ф. Анненский Представители в живописи : Представители в живописи : А. Бенуа А. Бенуа К. Сомов К. Сомов М. Врубель М. Врубель
Символизм в России. ( литературные формы ) Выражал мировоззрение эпохи кризиса ( жизни, культуры, мысли, слова ) Выражал мировоззрение эпохи кризиса ( жизни, культуры, мысли, слова ) Основное свойство - освоение вещей в себе и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Основное свойство - освоение вещей в себе и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.
В основе эстетики символизма – символ способен к бесконечному раскрытию своего содержания « сопрягает » предмет и смысл смысловая структура многослойна, рассчитана на внутреннюю работу воспринимающего В основе эстетики символизма – символ способен к бесконечному раскрытию своего содержания « сопрягает » предмет и смысл смысловая структура многослойна, рассчитана на внутреннюю работу воспринимающего
Истоки символизма в России Философия Шопенгауэра Ницше, Риккерта интуитивизм агностицизм мистицизм Модернизм в европейском искусстве Стилевое многообразие Активный творческий поиск Тяготение к синтезу Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)
Общие особенности символизма : Крайний индивидуализм Крайний индивидуализм Противопоставление социального и индивидуального Противопоставление социального и индивидуального Утверждение равнозначности реального и индивидуального Утверждение равнозначности реального и индивидуального Культ таинственного ; представления о непознаваемости мира Культ таинственного ; представления о непознаваемости мира Утверждение интуитивности постижения мира через мистические откровения и прозрения Утверждение интуитивности постижения мира через мистические откровения и прозрения Сближение духовно - нравственного с религиозным Сближение духовно - нравственного с религиозным Поэтика условности и иносказания Поэтика условности и иносказания Выделение в слове иррационального : звучание, ритм должны заменить значение Выделение в слове иррационального : звучание, ритм должны заменить значение
Особенности русского символизма : Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру Героико - трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков Героико - трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков Сочетание противоречивых тенденций Сочетание противоречивых тенденций Открытия в поэтике Открытия в поэтике - обновление жанров лирики - обновление жанров лирики - новые принципы циклизации - новые принципы циклизации - смысловая полифония - смысловая полифония Идея самоценности искусства Идея самоценности искусства ( независимость от всего ) ( независимость от всего ) Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление
Декаденты. Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус Н. С. Минский Воспринимали символизм как философско - этническое течение г. Мережковский в книге « О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы » выделил элементы новой русской литературы мистическое содержание, символизация – новая поэзия – поэзия « символа » « расширение художественной впечатлительности »
Старшие символисты В. Брюсов Ю. Балтрушайтис К. Бальмонт 1903 Брюсов « Ключи тайн » : Цель искусства – выражение « движения души » поэта, выражения тайн человеческого духа Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией Искусство есть постижение мира иными. Не рассудочными путями. Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность
Младосимволисты 1900 гг.- рубеж веков Младосимволисты 1900 гг.- рубеж веков В. Иванов А. Белый А. А. Блок Л. Л. Эллис Философия Соловьева …Мы подошли - и воды синие Как две расплеснутых стены. И вот в дали белеет скиния, И дали мутные видны … Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры Эклектичность, противоречивость В центре внимания – вопросы о судьбах России божественное единство Вселенной Душа мира – Вечная Женственность Общество построено на духовных началах
Выводы Выводы Главная заслуга символизма в обновлении всего строя русской лирики XX века : Главная заслуга символизма в обновлении всего строя русской лирики XX века : - научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла - научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла - расширили ритмические возможности русского стиха - расширили ритмические возможности русского стиха - возродили веру в высокое предназначение искусства - возродили веру в высокое предназначение искусства «… основные черты символической поэзии : она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями ; подобно музыке и живописи она возбуждает в душе сложное настроение » ( К. Бальмонт ) «… основные черты символической поэзии : она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями ; подобно музыке и живописи она возбуждает в душе сложное настроение » ( К. Бальмонт ) Обращение к мотивам и образам разных культур Обращение к мотивам и образам разных культур Стремление пробудить в читателе мысли и чувства, помочь ему в духовном восхождении от реального к реальнейшему Стремление пробудить в читателе мысли и чувства, помочь ему в духовном восхождении от реального к реальнейшему
Список источников Воспоминания о Серебряном веке, М., 1993 Воспоминания о Серебряном веке, М., 1993 Максимов Д. Е. Русские поэты начала века : очерки. Л., 1986 Максимов Д. Е. Русские поэты начала века : очерки. Л., 1986 Мысль, вооружённая рифмами : Поэтическая антология по истории русского стиха / составитель В. Е. Холщевников, Л Мысль, вооружённая рифмами : Поэтическая антология по истории русского стиха / составитель В. Е. Холщевников, Л Русская литература серебряного века / под редакцией В. В. Агеносова. М.,1997 Русская литература серебряного века / под редакцией В. В. Агеносова. М.,1997 Русская литература ; XX век ; библиографический словарь в 2 частях, М., 1998 Русская литература ; XX век ; библиографический словарь в 2 частях, М., 1998 Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX начала XX d века. М., « Высшая школа » 1979 Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX начала XX d века. М., « Высшая школа » 1979 htpp// dicon. Co htpp// dicon. Co htpp// htpp// Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003