Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории Халитова Ирина Владимировна МОУ «СОШ40»
Авторы : Львова Светлана Ивановна Львов Валентин Витальевич Издательство « Мнемозина »
Особое внимание привлекает оформление учебника для 5- го класса. Зеленый, самый уравновешенный цвет, это - свежий, природный цвет, символ жизни и гармонии, успокаивающий нервную систему, снижает возбуждение и убирает негативные чувства и пр., что благоприятно сказывается на настроении учащихся и, следовательно, на их работе на уроке и дома при выполнении заданий. Внутреннее оформление учебника также привлекает внимание, особенно выделяются схемы, расположенные в начале и конце учебник которые отличаются очень яркими цветами. Шрифт в учебниках ориентирован на возрастные особенности школьников. Название тем, номера упражнений повышенной сложности выделяются красным цветом, а теоретический материал, правила и таблицы в самом тексте учебников располагаются на бледно - желтом фоне. К каждому разделу в учебнике подобран эпиграф, представляющий собой высказывание поэтов, писателей, лингвистов.
Учебник является частью УМК по русскому языку для 5- го класса общеобразовательной школы ( под редакцией С. И. Львовой ). Отличительные его особенности - ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник построен так, что каждый урок русского языка становится уроком развития речи. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.
УМК С.И. Львовой состоит из трех частей, первые две части - непосредственно учебник, в третьей - содержатся справочные материалы: различные словари, образцы всех видов разборов, цветные репродукции.
Книги С. И. Львовой и В. В. Львова - это удачная попытка показать всю красоту и необходимость родного языка, освоение которого продолжается всю человеческую жизнь. Ребенок одновременно учится говорить, мыслить, слушать, а вскоре и читать, и эти процессы взаимосвязаны и неразрывны. Своим уникальным подходом к обучению авторы учат чувствовать язык, понимать его гармоничность и соразмерность. В них нет просто отвлеченных сухих правил, а видна панорамная картина окружающего мира, в котором у всего свое место. Практически каждый урок по программе С. И. Львовой – это урок развития речи. Большое внимание в учебнике уделяется созданию собственных текстов.
Помимо традиционных работ по развитию речи, авторы предлагают и другие виды работы : редактирование теста, исправление ошибок, работа с различными видами словарей, текстоведческий анализ отрывка, что направлено на формирование основных компетенций у учащегося. Большое количество упражнений в учебниках – это задания повышенной трудности, к которым относятся сочинения, упражнения по восстановлению текста, составление словообразовательных цепочек, работа со словарем, изложение и др.
В учебнике предлагаются сочинения- миниатюры, в основном это сочинения- рассуждения, помогают учащимся формулировать и выражать собственную Я-позицию, задумываться о насущных вопросах жизни, делать выбор и осуществлять рефлексию. Устные и письменные высказывания по картинкам, фотографиям, сочинения по данному началу и другие – все это тщательно продуманная методическая система, которая обеспечивает речевую направленность курса. Хорошо подобранные тексты из лучших образцов русской классической и современной литературы служат не только учебным материалом, но и открывают все богатство и совершенство русского языка, а заодно пробуждают интерес к художественной литературе. Разнообразные по стилю и жанрам, они заставляют школьника невольно задуматься над главными понятиями жизни.
В учебник под редакцией С.И. Львовой включены тексты для изложений, которые представляют собой отрывки из произведений писателей, научно- познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, заключают воспитательные аспекты; тексты размещены так, что работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке.
Учебный материал даётся преимущественно в системно - блоковом виде, часто предлагаются « опорные схемы », оформленные в виде таблиц, чертежей. Подобные схемы помогают довести представление по изученной теме до формирования понятий, устойчивых навыков. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли и действия.
Условные обозначения в учебнике – это значки, которые сопровождают такие рубрики, как : « теоретические сведения », « знайте и применяйте », « обратите внимание », а также некоторые типы упражнений : « пишем творческую работу », « проводим наблюдение », что значительно облегчает задачу учителя по определению типа упражнения
Любая страница учебника – знакомство с окружающим миром. В учебнике содержится огромное количество цветных репродукций, фотоколлажей, фотографий, на которых изображены обычные дети в самых различных жизненных ситуациях. При таком подходе уроки русского языка становятся не просто уроками правописания и грамматики, а уроками, на которых ребёнок учится думать.
Реализации межпредметных связей в обучении способствует выполнение заданий типа « На уроке …», « Язык и литература » В ходе работы с подобными упражнениями у ребят формируются общенаучные умения и навыки : коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные ; развивается умение устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Трудные, с точки зрения написания, слова предлагаются в упражнениях « Орфографический минимум ». В данных упражнениях реализуются межпредметные связи, в заданиях предлагаются термины из разных областей наук.. Особое внимание уделяется вопросам речевого этикета, задания по культуре речи – основное условие формирования навыков использования языковых средств в разных ситуациях общения.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это в выделении дополнительного материала, который является необязательным для усвоения всеми учащимися, и в делении упражнений по уровням ( красным цветом отмечаются упражнения повышенной сложности ). Разнообразие учебных заданий, интересные тексты, деление упражнений по уровням позволяет не только дифференцировать обучение, но и применять групповые формы работ, что способствует формированию коммуникативной компетентности школьников.
Особенность УМК - в коммуникативной направленности, текстоориентированном обучении, в интенсивности и последовательности использования современной семантики языка, что помогает учащимся в работе над анализом и созданием текстов.