Федор Тютчев «Фонтан» Автор презентации – Дмитриева М.В., учитель МОШИ Лицей-интернат города Балашова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия природы в лирике Ф.И.Тютчева. Философия Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)
Advertisements

Использование электронного учебного пособия на уроках литературы Салтыкова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ 9.
©Ilona Mitunevic, Visagino Geriosios vilties secondary school.
Корпус русского романса как основа исследования вербально-музыкальных текстов Г.Я.Мартыненко Санкт-Петербургский государственный университет.
Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.
БОУ ОО СПО «Мезенский педагогический колледж» Открытый урок по литературе по теме «Философская лирика Федора Ивановича Тютчева» Преподаватель: Посохина.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Поэты и фонтаны Работу выполнили ученицы 9 класса МОУ «СОШ с.Ивановка» Князева Мария и Асташина Анна.
Чародейкою зимою Околдован лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит.
Чародейкою зимою Околдован лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 9 классе по лирике Тютчева и Фета Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
Работу выполнила Евграфова Ангелина ученица 5 в класса МБОУ СОШ 2 с. Раевский Альшеевского района РБ Руководитель Зиянгирова А.Р. учитель музыки.
«Тогда б со всех открылся стран Горящий вечно Океан. Там огненны валы стремятся И не находят берегов. Там вихри пламенны кружатся, Борющись множество.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Субъект высказывания в лирическом произведении художественный двойник автора- поэта Лирический герой.
Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья». Пейзажно-философская лирика – одна из основных примет Ф.И. Тютчева. Пейзаж у.
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
Философские мотивы лирики Михаила Юрьевича Лермонтова Подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
« Вечер » И. Бунин « Вечер » И. Бунин " Я всё - таки... прежде всего поэт. Поэт ! А уж потом только прозаик "
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
Транксрипт:

Федор Тютчев «Фонтан» Автор презентации – Дмитриева М.В., учитель МОШИ Лицей-интернат города Балашова

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году г. в жизни Тютчева - четырнадцатый год в многолетней службе в Мюнхене в русской миссии ( ). Это был период наиболее плодотворной поэтической деятельности. Смот ри, как об ла ком жи вым Стихотворение Тютчева написано трехстопным ямбом с пиррихиями, которые несколько смягчают размер, придают ему некоторую плавность.

РИФМА Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым

КОМПОЗИЦИЯ Композиция стихотворения Тютчева 2-ухчастна.

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты... Вторая часть – это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета».

Первая часть – это созерцание примера из жизни природы. Вторая часть – это вывод и сопоставление о жизни человека.

Мысль человеческая, как и фонтан, стремится ввысь, к небу, но есть некий предел, есть некая граница, установленная... но кем? Высшей силой или самой энергией мысли? «Длань незримо-роковая» - это поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который не дано человеку. Мысль, дерзнувшая подняться на «недозволенную » высоту, падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты, и не удерживает достигнутого уровня.

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях. Они, как и всякая иная лирика, содержат в себе требование соблюдения всех литературных правил по написанию стихов (рифма, образность, олицетворение и т.д.) и присутствие скрытого смысла, помимо понятного основного. Скрытый смысл порой раскрывается не сразу, а после прочтения произведения несколько раз, иногда даже после произошедшего позже реального события

Жизнь и смерть – извечные темы философских размышлений. Многие жизненно важные вопросы ставятся авторами таких стихов. Авторы философской лирики пытаются дать на них ответы или хотя бы побудить читателей задуматься над многочисленными проблемами бытия.

Афанасий Фет «Фонтан»

Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. - Я, и кровь, и мысль, и тело - Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы. Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь.

РИФМА Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. Стихотворение Фета написано с использованием хорея, который придает произведению «бодрость» слога, легкость, подчеркивает оптимистичный настрой автора.

РИФМА Это настроение подчеркивает и перекрестная рифмовка стихотворения, а также чередование мужских и женских рифм («дышим-слышим-колышим», «пьян- фонтан»).

Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. - Я, и кровь, и мысль, и тело - Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы. Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь. Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...

Сравним! Размышления Фета в стихотворении «Фонтан» в чем-то схожи с мыслями Тютчева. Поэт сравнивает человеческую жизнь с устройством фонтана: о Фет не воспринимает эту ограниченность человеческой жизни как что-то трагическое. Для него круговорот жизни и смерти – явление закономерное и естественное. Поэт считает человека частью природы, который подчиняется ее законам. Человек приходит в этот мир, порожденный землей, и нее же уходит. Для лирического героя Фета - это не трагедия, а гармония и естественный ход вещей.

Поэт сравнивает человеческую жизнь с устройством фонтана

Художественная форма стихотворений Оба стихотворения построены на сравнении человека с фонтаном. Композиция стихотворения Тютчева 2-ухчастна. Первая часть представляет собой описание «работы» фонтана, вторая часть – аналогия с человеческой мыслью. Стихотворение Фета 3-ехчастно - экспозиция, описание человеческой жизни и ее итог.

Однако в обоих концепциях сильна роль рока, судьбы. И Тютчев, и Фет считают человека подвластным этой силе - «давлению судьбы». Но если у Тютчева судьба – это злой рок, то у Фета – часть сил Вселенной, которые заставляют человека не только страдать, но и развиваться («возносимся мы смело»).

Художественные средства Основной художественный прием в «Фонтане»– метафора. Но тютчевское стихотворение гораздо богаче эпитетами. Стихотворение Тютчева (особенно вторая часть) насыщено обращениями, риторическими восклицаниями и вопросами.

Стихотворения Тютчева и Фета - философские элегии, имеющие сходные мотивы. Однако по основному настроению и философской концепции эти стихотворения резко отличаются друг друга. Художественные средства, выбранные каждым их художников, помогают им выразить свой взгляд на человеческую жизнь, ее возможности и на место человека в этом мире.