Данте Алигьери ( ) - последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени
«Всё во мне - и я во всём».
Двойственность комедии: 1. Божественная комедия относится к жанру Средневековых поэм о загробных видениях. 2. Сочетание мистических концепций мироздания (Ад, Чистилище, Рай) с реальной жизнью (персонажи – современники Данте) 3. Грешники в аду – как бы результат Божественного правосудия, но на деле сам Данте вершит суд над грешниками.
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу… Так горек он, что смерть едва ль не слаще, Но благо в нём обретши навсегда, Скажу про всё, что видел в этой чаще. (Лес – это грешный мир, это душа самого Данте)
По загробному миру Данте сопровождает Вергилий, римский поэт дохристианской эпохи.
По Данте, чем более материальный характер носит грех, тем меньше за него наказание, чем глубже вторгается преступление в духовные связи, тем страшнее кара. Если в верхних кругах была утрачена лишь НАДЕЖДА, в средней ВЕРА, то внизу потеряна ЛЮБОВЬ.
Чистилище –место изменений обитающих там душ. Состоит из трёх кругов Предчистилища и шести кругов Чистилища, где искупаются грехи.
3-я часть – Рай, где в пути поэта сопровождает его рано умершая возлюбленная Беатриче.
Последняя песнь повествует о видении Божественной Троицы и желании Данте постигнуть её сущность. Но на это не хватило сил. Он понял, что даже там, где царит свет Божественной истины, ответов на все вопросы не найти. Полностью познать истину не возможно.
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была написана по аналогии с «Божественной комедией» Данте Алигьери и должна была состоять из трех частей, как и творение великого итальянца, включавшее в себя «Ад», «Чистилище» и «Рай».
В первом томе «Мертвых душ» Гоголь стремился обрисовать страшный лик русской действительности, воссоздать «ад» российской современной жизни. О содержании двух последующих томов мы можем судить лишь по некоторым сохранившимся черновым вариантам глав, но, скорее всего, в них Гоголь хотел показать путь возрождения Руси и очищения душ героев.
В «Божественной комедии» при входе в ад герой читает надпись: «Я у вожу к отверженным селеньям, Я увожу сквозь вековечный стон, Я увожу к погибшим поколеньям...» Именно об «отверженных селеньях» и «погибших поколеньях» - первый том «Мертвых душ».
«Мертвые души» - это книга о заблудившейся и обретающей свой истинный путь национальной душе. Автор видит себя в роли ее проводника на этом пути к возрождению. Дорога бесконечно трудна, но она существует. Показать это, заставить людей поверить в нее и стремится Гоголь. «Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, как не показав всю глубину его настоящей мерзости», - именно поэтому автор описывает в первом томе поэмы «потерянные селенья» и «погибшие поколенья».