Обществоведческие курсы в дореволюционной России
2 мая 1703 года лютеранский пастор Эрнст Глюк основал первую в России гимназию (в Москве). Главное место в ней отводится изучению иностранных языков. Общеобразовательные предметы (география, философия, история, арифметика), равно как и танцы, фехтование, верховая езда, «комплементы», были обязательны для всех учеников независимо от избранного ими языка.
Старейшей русской гимназией была Академическая, основанная в 1726 году. Первый её инспектор Готлиб Байер разделил её на два отдела: немецкую школу, или приготовительную, подразделенную на три класса, латинскую, состоявшую из двух классов. В 1733 году для неё был составлен Фишером устав, поднимавший её до значения гуманистической германской школы и вводивший в её курс, кроме латинского языка, греческий язык, чтение римских поэтов, правила ораторского искусства и логику.
Второй по времени русской гимназией была гимназия, основанная в 1755 г. при Московском университете,. Целью её было подготовлять к слушанию университетских лекций. По составу учащихся, она делилась на два отделения: одно для разночинцев, другое для дворян. Дворянское отделение включало в себя четыре научные школы, где в Третьей школе преподавалась философия наравне с точными науками.
В 1758 г., по образцу московской, была основана гимназия в Казани, которая существует и теперь под именем 1-й казанской гимназии. Особенное внимание на преподавание восточных языков: татарского, калмыцкого и др. С 1788 по 1798 г. – перерыв в работе. Возобновлена по новому уставу, возлагавшему на неё цель «образования молодых людей для воинской службы, а не для учёного состояния». Среди прочих предметов велись логика и натуральная философия.
В начале XIX века было образовано Министерство народного просвещения (на фото), возникли учебные округа и стали открываться гимназии по всей России. План обучения в гимназии включал в себе начальные основания всех наук. План этот был составлен Фусом по образцу французских лицеев. 24 января 1803 года Александр I утвердил «предварительные правила народного просвещения», по которым гимназии или губернские училища, образованные из главных народных училищ, открывались в каждом губернском городе и вверялись управлению губернского директора училищ. В народных училищах не преподавались статистика, философия, изящные и политические науки.
В 1811 году Санкт-Петербургская гимназия (а затем и другие) подверглись изменению по плану графа С. С. Уварова (на фото), ограничившего цель гимназии приготовлением к слушанию университетских курсов. Он находил вредными многие предметы гимназического курса. Он ввёл в программу Закон Божий и отечественный язык, а классические языки ставил «одним из главных способов образования». Были исключены естественное и народное право, политической экономии, мифологии и др.
В 1828 году утвержден новый устав для гимназий, их цель: 1) приготовить к слушанию университетских лекций 2) «доставить способы приличного воспитания» В изменение курса легли следующие начала: устранение лишних предметов, «применение учения к потребностям учащихся», основательность знаний и национальность. Увеличивалось число уроков по закону Божию и отечественному языку. Из остальных предметов оставались: география и статистика, история, физика, новые языки, логика, чистописание и рисование.
После 1848 года: - В 1849 г. был издан указ об изменениях и дополнениях к уставу гимназий. Законоведение получило характер главного предмета для готовившихся к поступлению непосредственно после окончания гимназии на государственную службу, - По уставу 1868 г. увеличение числа уроков по закону Божию и математике. Появилась полная свобода преподавателей и педагогического совета в составлении программ и в выборе учебников. - В 1866 году министром народного просвещения назначен граф Д. А. Толстой. Он сразу составил комиссию для выработки нового устава гимназий, который был утвержден 30 июля 1871 г. Была введена логика, расширен и систематизирован курс истории.
Другие учебные заведения: А) Коммерческие гимназии Основы коммерческого образования в России были заложены в эпоху реформ Александра I. В эти годы успели открыть только две коммерческие гимназии, в Одессе( ) и Таганроге( ). Появляются курсы экономики и различных отраслей права. Б) Кадетские корпуса Военные гимназии преобразованы, по инициативе Д. А. Милютина, из кадетских корпусов, в 1863 г., и существовали до 1882 г., когда на место их опять возникли кадетские корпуса. В 1830 г. в военно-учебных заведениях преподавание было введено Законоведение. В 1889 г. состоялось высочайшее повеление о введении в состав учебного курса кадетских корпусов начал Законоведения. Преподавание Законоведения в военно-учебных заведениях было разделено между корпусами и военными училищами.
Учебники: -З.: Н. Рождественский, "Руководство к российским законам" и "Руководство к военным законам" (СПб., 1849); -Добровольский, "Руководство З. для военно-учебных заведений" (СПб., 1853); Бакшеев, "Курс З." (СПб., 1885); -А. Мушников, "Основные понятия о нравственности, праве и общежитии" (СПб., 1889), "Русские государственные и гражданские законы" (СПб., 1891), "Русские военно-уголовные законы в связи с законами общеуголовными" (СПб., 1892). Последние три учебника составлены по поручению Главного управления военно-учебных заведений и служат обязательными руководствами для кадетских корпусов и училищ.
Несостоявшаяся реформа В гг. по инициативе министра просвещения графа П. Н. Игнатьева была предпринята попытка реформировать среднее образование в России. К разработке проекта «новой школы» привлекли видных педагогов (например, П. Ф. Каптерева), учителей-практиков, членов Государственной думы. Предполагалось учитывались склонности учащихся, расширить курсы русской словесности, отечественной истории и географии, краеведения для воспитания патриотизма. Однако консервативно настроенные учителя и консерваторы из числа депутатов Государственной Думы подвергли этот проект резкой критике. Правительство отклонило проект, а в конце 1916 г. Игнатьева сняли с должности министра просвещения.