10 класс обществознание урок 4
Рассмотреть этапы становления общественной мысли в XVII – XX вв.
Просвещение: вера в разум и прогресс; Становление общественных наук; Справедливое общество и пути к нему; Марксистское учение об обществе; Социально-философская мысль ХХ века.
Вольтер (1696 – 1778 гг.), Франция Ж. –Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.), Франция
ВОЛЬТЕР РУССО Неисчерпаемость разума и, следовательно общест- венного прогресса. Равенство людей перед законом и правом. Человек находится в гармонии с природой Рост населения и климат приводят к соперничест- ву.Появляется неравен- ство. Для установления гражданского мира заключается Общественный договор.
ГОББС ЛОКК Часть прав государству, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор отрицал. Идея разделения властей на зако- нодательную и исполнительную
А. Смит (1723 – 1790 гг.), Англия Спенсер (1820 – 1903 гг.), Англия
А. СМИТ Общественные связи между людьми возникают на осно- ве общественного разделе- ния труда. Источник богатства-стремление человека к материальному благополучию. Условия процветания государства: -частная собственность, -невмешательство гос-ва в экономику, -свобода личной инициативы. Основные классы общества: -наемные рабочие(заработная плата), -капиталисты(прибыль), -крупные землевладельцы(рента), Столкновения неизбежны!
А. Сен-Симон (1760 – 1825 гг.), Франция Ш. Фурье (1772 – 1837 гг.), Франция
Т. МОР КАМПАНЕЛЛА СЕН-СИМОН ФУРЬЕ ОУЭН «Остров Утопия» «Город-Солнца» Утопия- 1.Место, которого нет, 2. Благословенная страна. Капитализм-основан на частной собствен- ности.Свободы,ра- венства и братства принести не может. Идеальное общество- -социальная гармония, -общность интересов, -свободный труд, -равноправие в возмож- ности применить свои способности. Производство должно развиваться на основе плана.Все члены об- щества трудятся.Бла- га распределяются по труду. Установление социалистического общества- объективный процесс.
Попытка практи- ческого примене- ния- община «Новая Гармония»
Система всеобщей зависимости Сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей -Абсолютная идея(Мировой дух) возвышается надо всеми. -основа развития-внутренние противоречия вещей. -отрицание отрицания. -обновление и преемственность.
КОНТ СПЕНСЕР Система наук- математика-астрономия-физика- химия-биология-социология (ввел впервые) Каждая наука опирается на предшествующую и опери- рует новыми понятиями. Общество не должно поглощать личность!
К. Маркс (1818 – 1883 гг.), Германия Ф. Энгельс (1820 – 1895 гг.), Германия В. И. Ульянов (Ленин) (1870 – 1924 гг.), Россия
-устарел, -виноват в наших бедах, -актуален, -мы до него не доросли. -Достижения общественных наук, -Развитие естественных наук.
Основа развития общества- трудовая деятельность людей В производстве 2 стороны- -производительные силы -производственные отношения.
Люди с их умениями и навыками В процессе производства- производственные отношения
конфликт
Через деятельность людей: -революции, -войны.
Маркс: «…бьёт час капиталистической эксплуатации» -свобода выбора между умственным и физическим трудом, -труд не средство к жизни, а первая жизненная потребность, -всестороннее развитие личности, -высочайший уровень развития производительных сил, - «От каждого по способностям - каждому по потребностям»
Какой вывод вам кажется наиболее реальным? Ответ обоснуйте.
Технократизм Экзистенциализм
§ 3, стр. 29 – 36; Работа с источником, стр. 37 – 38.