Периодизация истории науки
Наука как социальное явление Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов.
Функции науки Культурная – процесс формирования человека, как субъекта деятельности и познания Социально-регулятивная – наука как социальная сила Проективно-конструктивная Экологическая Неогуманистическая – установка на заботу о будущих поколениях
ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ История науки – осмысление исторического развития научного знания. Ее разработка началась в XIX в. во Франции.
Предмет истории науки Совокупность познавательных моделей и законов историко-научного развития человечества.
Эмпирическая база истории науки научные тексты прошлого переписка ученых автобиографические очерки и воспоминания
Периодизация истории науки Периодизация - это развертывание наук по оси времени в форме исторических периодов.
Периоды развития науки Преднаука Античная наука Средневековая магическая наука Научная революция и классическая наука Неклассическая (постклассическая) наука
Периодизация науки с точки зрения соотношения анализа и синтеза Аналитическая Особенности: непрерывная дифференциация наук; преобладание эмпирических знаний; акцентирование внимания на исследуемых предметах, а не на их изменениях; рассмотрение природы неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений. Включает классическое и неклассическое естествознание.
2. Синтетическая, интегративная Особенности: Возникновение междисциплинарных проблем Появление «стыковых» научных дисциплин - физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимии и др. Идет процесс построения целостной науки о природе и единой науки о всей действительности в целом. Совпадает с постнеклассическим естествознанием.
Два вида периодизации: 1) формальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдельный «признак» (или их группа); 2) диалектический, когда основой (критерием) этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других противоречий последнего.
Стёпин Вячесла́в Семёнович (19 августа 1934, Минск) российский и белорусский философ «В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова".
Преднаука Доклассический этап где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме в средние века, вплоть до столетий.
Наука как целостный феномен Возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии три этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). Критерием данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.
Тип рациональности Характеристики рациональности классическаявсе относящееся к субъекту не имеет значения неклассическаяучитываются средства познания постнеклассическаяучитываются ценностно- целевые структуры
Каждая из стадий имеет свою парадигму (совокупность теоретико- методологических и иных установок), свою «картину мира», свои фундаментальные идеи.
Современная наука Ученых в мире более 5 млн. человек дисциплин