О новациях в оценке качества высшего образования Тверь 2013 Круглов ВИ
Мировая практика оценки: критерии качества и результативности* Соответствие миссии ИУ - Демонстрация высоких результатов и тиражирование лучшего опыта - Многопрофильность и междисциплинарность - Повышение роли университетов как перспективных центров превосходства на базе интеграции науки и образования и связей с промышленностью Интеграция - Активное участие в локальных и международных информационных сетях - Организация научных семинаров, конференций, выставок - Участие в международном научном и образовательном обмене - Совместные проекты с промышленными предприятиями Качество и результативность образования в университете -Структура выпуска -Уровень подготовки и степень загрузки преподавателей -Качество трудоустройства выпускников -Знаменитые выпускники; лауреаты и удостоенные высших премий и наград Качество и результативность научной деятельности университета -Публикационная и патентная активность; цитирование -Уровень квалификации исследователей -Участие в значимых научных проектах -Знаменитые ученые; лауреаты и удостоенные высших премий и наград за выдающиеся заслуги в сфере науки *Использованы популярные международные методики ранжирования университетов Шанхайский рейтинг, рейтинг «Times», «G-Factor», «Webometrics» и др.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации« Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты 1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. 7. При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
Основное общее образование Среднее общее образование подготовка научных кадров ВПО - магистратура ВПО - бакалавриат Среднее профессиональ ное образование Начальное общее образование Дошкольное образование Государственные процедуры Независимая оценка качества образования ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ Формы оценки качества образования по уровням образования ИГА Механизм сбора данных МОНИТОРИНГ 4 Круглов В.И.
Внутренние оценки выпускников Руководство вузов Общие и специальные характеристики: - эрудированность, общая теоретическая подготовка - высокие знания и навыки - востребованность работодателем (лучше местным) Личные качества: - ответственность - трудоспособность, целеустремленность - умение вливаться в коллектив - коммуникабельность - обучаемость Общие и специальные характеристики: - фундаментальные знания - опыт работы по специальности Преподаватели вузов Выпускники (старшекурсники) Общие и специальные характеристики: - специализированная подготовка - общетеоретическая подготовка - владение основными навыками по специальности - обучаемость - оригинальность мышления (способность находить нестандартные решения)
Уровень управления качеством образования ОУ Формирование стратегии, политики и целей в области качества ОУ Планирование и постоянное улучшение деятельности ОУ Управление ресурсами, включая преподавательский состав и другие ресурсы, требуемые для обучения студентов Управление основными и вспомогательными процессами и процедурами Мониторинг и контроль (измерения) – измерение и оценка параметров и характеристик рабочих процессов и анализ их результатов
Концепция оценки СК ОУ
Во всех университетах Англии единые подходы к системе оценивания уровня достижений студентов 3
10 О системе мотивации повышения качества деятельности ОУ ПО Позиционирование учреждения на рынке образовательных услуг Работа с нишевой аудиторией Развитие системы оценки качества образования Интеграция в мировое образовательное пространство Индивидуализация образовательной траектории студентов Модернизация образовательного процесса Воспитание в студентах качеств, влияющих на их дальнейшую успешность на рынке труда Работа с управленческим и профессорско- преподавательским составом Переход на обучение по программам бакалавриата- магистратуры Участие в создании и работе центров сертификации квалификаций Содействие профориентации и трудоустройству студентов и выпускников Внешнее окружение Внутренние процессы Связь с работодателем В своей основе система мотивации лежит 11 основных направлений работы по модернизации учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, которые объединены в три большие группы
11 Работа с внешним окружением Развитие системы оценки качества образования Проведение рейтингования курсов путем анкетирования студентов по окончанию каждого образовательного курса (предмета) с последующим решением выявленных проблем Привлечение к оценке качества образования представителей работодателей, зарубежных экспертов, местного сообщества, студентов на уровне экспертов и членов комиссии с правом голоса Регулярная внешняя оценка качества образования в учреждении Публичное освещение рейтинга курсов Наличие представителей всех перечисленных категорий в составе оценочной комиссии Ежегодный публичный доклад по результатам проведенной внешней и внутренней оценки качества образования Индикаторы
Общественно- государственный совет (РСПП) Государственные органы Общероссийские объединения работодателей Экспертно- методические центры Ведущие компании отраслей Центры оценки и сертификации квалификаций Структура системы оценки и сертификации квалификаций (признание квалификаций)
Структура деятельности вуза в категориях ПС/ОС и идеологии компетентностного подхода Основные трудовые действия/специальные компетенции Трудовая/профессиональная деятельность Трудовые/профессиональные функции Практический навык выполнения функций со знанием профессионального иностранного языка подлежит сертификационному контролю с целью присвоения квалификации
Структура ИМК (СИМ) квалификационного уровня ( измерительные материалы нового типа и уровня ) Вид сертификационно-измерительных материалов Кол-во, шт. Тесты 1 Стендовые испытания или тесты 0-1 Испытания на тренажерах или тесты 1 Ситуационных задач 1-2 Ситуационных задач с применением ИКТ0-1 Системных заданий 1 Системных заданий с применением ИКТ1 Итого: 3 теста; ситуационных задач 2, в т.ч. с применением ИКТ – 1, системных заданий -1, с применением ИКТ 7
15 Содействие профориентации и трудоустройству студентов и выпускников Участие в создании и работе центров сертификации квалификаций Информирование студентов о преимуществах сертификации квалификаций Содействие в разработке компетенций и квалификаций на отраслевом уровне Наличие предложений по требованиям для сертификации квалификаций по всем специальностям, имеющимся в учреждении 100% студентов, информированных о возможности сертификации квалификаций Индикаторы Воспитание в студентах качеств, влияющих на их дальнейшую успешность на рынке труда Вовлечение студентов в работу студенческих организаций Вовлечение студентов в работу студенческого профсоюза 100% студентов, информированных о существовании и принципах работы профсоюза 100% студентов, информированных о существовании и принципах работы таких организаций
Круглов В.И. (13)16 Код Наименование специальности Средний конкурс, чел./место Информационный менеджмент 25, Политология 21, Экономическая теория 19, Национальная экономика 18, Международные отношения 18, Политология 17, Социология 17, Логистика и управление цепями поставок 17, Социология 17, Бизнес-информатика 16, Маркетинг 16, Генетика 16, Налоги и налогообложение 15, Управление персоналом 15, Клиническая психология 15, Религиоведение 14, Гидрометеорология 14, Медицинская биохимия 14, Статистика 14, Связи с общественностью 14,20 Перечень 100 наиболее востребованных специальностей (по сведениям федерального банка данных государственной аккредитации по состоянию на г.)
Круглов В.И. (13) Теоретическая и прикладная лингвистика 14, Документоведение и архивоведение 14, Философия 13, Математические методы в экономике 13, Коммерция 13, Документоведение и документационное обеспечение управления 13, Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)13, Мировая экономика 13, Менеджмент 13, Востоковедение, африканистика 12, Экономика и управление на предприятии (по отраслям)12, Коммерция (торговое дело)12, Статистика 12, Таможенное дело 12, Экономика труда 12, Государственное и муниципальное управление 12, Комплексная защита объектов информатизации 12, Геология нефти и газа 12, Медицинская кибернетика 11, Социально-культурный сервис и туризм 11, Реклама 11, Международные отношения 10, Теория и практика межкультурной коммуникации 10, Туризм 8, Перевод и переводоведение 8, Юриспруденция 8,12
Благодарю за внимание! Круглов Виктор Иванович Круглов Виктор Иванович Тел/факс: +7Тел/факс: Институт качества высшего образования НИТУ МИСиС 18Круглов В.И. (13)