«Педагогический анализ урока как путь повышения педагогического мастерства учителя » Методический семинар
Виды педагогического анализа Объект Субъект анализ работы школы в целом анализ работы отдельных ее структурных линий административный анализ работы класса, группы, учителя и т.д. взаимоанализ; самоанализ;
Цель подведение итогов работы объективная оценка деятельности выявление определенных педагогических резервов ликвидация узких мест в учебно- воспитательном процессе обобщение передового педагогического опыта определение качества знаний и уровня преподавания и воспитанности учащихся
Содержание итоговый (комплексный) тематический (локальный ) параметрический
постоянный (оперативный или текучий) одноразовый периодически повторяющийся Повторяемость
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ дидактические психологические гигиенические
ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ УРОКА. 1. Организация начала занятия. 2. Проверка выполнения домашнего занятия. 3. Подготовка к основному этапу занятия. 4. Усвоение новых знаний и способов действий. 5. Первичная проверка понимания. 6. Закрепление знаний и способов действий. 7. Обобщение и систематизация знаний. 8. Контроль и самопроверка знаний. 9. Подведение итогов занятия. 10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Тип урока ЦельФормы Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Изучение и первичное закрепление новых знаний Традиционный урок, лекция, экскурсия, исследование, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Урок закрепления новых знаний и выработка умений Выработку умений по применению знаний, их вторичное применение. Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация и т.д. Урок комплексного применения знаний, умений и навыков Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, переносить их в новые условия Практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Урок обобщения и систематизации знаний Обобщения отдельных знаний в систему Семинар, конференция, круглый стол... Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Определить уровень овладения знаниями и навыками. Коллоквиум, зачет, общественный смотр знаний, письменная контрольная или проверочная работа и т. д. Комбинированный
Метод обучения Объяснительно – иллюстративный Репродуктивный Проблемного изложения Частично – поисковый Исследовательские
Формы анализа и самоанализа урока Краткий (оценочный) анализ Структурный (поэтапный) анализ Системный анализ Полный Структурно- временной анализ Комбинированный анализ Психологический анализ Дидактический анализ Аспектный анализ Комплексный анализ
Системный подход к анализу и самоанализу урока (по Ю.А. Конаржевскому). I. Характеристика класса. II Внешние связи урока III.Структурный аспект самоанализа IV.Функциональный аспект анализа V. Аспект оценки КРУ
Схема анализа урока по Ю.А. Конаржевскому (для развивающего обучения) I. Краткая общая характеристика класса II. Анализ эффективности проекта урока III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла? IV. Оценка целостности урока V. Анализ самооценки воспитательной стороны урока