МКОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа 1» Педагогический совет «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника» Подготовила Филипенко Л.А, зам. директора по ВР год
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка. Задачи: - проанализировать состояние связей школы с семьей и общественностью на данном этапе; - определить основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребенка; - разработать модель личности выпускника школы, принципы и правила эффективного сотрудничества школы и семьи, правила подготовки эффективного родительского собрания, памятку по работе с трудными родителями, правила педагогической этики работы с родителями, памятку родителям.
Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А.Н. Макаренко Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей В.А. Сухомлинский
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега... Л. Кассиль
«Семья становится долговременной, прочной системой, ибо передача детям тех поведенческих программ, которые не передаются генетически, требуют гораздо больше времени и труда; семья и должна создать наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок начал усваивать опыт человеческого поведения, накопленный всей предшествующей историей человечества, а это может произойти лишь в прямом и длительном, многолетнем общении детей и родителей». М.С. Коган
Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия с родителями: - психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей; - вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся: - оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных вопросов воспитания; - индивидуальная работа с неблагополучными семьями. Взаимодействие с общественными организациями родителей: - родительскими комитетами, управляющим советом школы.
Основные направления деятельности педагогов и родителей: - познавательная сфера жизни; - поддержка физического здоровья обучающихся; - развитие творческого потенциала; - поддержка одаренных детей; - социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Возможные педагогические проблемы: - Выбор образовательной программы для ребенка. - Мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы. - Формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности. - Выявление причин отставания ребенка в учении, его пассивности в познавательно развивающих делах классного коллектива. - Выявление одаренности и развитие способностей ребенка. - Индивидуальный подход как одно из условий развития, образования личности. - Достижение обучающимся благоприятного статуса в классном коллективе. - Предупреждение асоциального поведения детей и подростков.
- Совместная деятельность в трудные периоды развития детей и в периоды кризисов взросления. - Совместная забота о здоровье детей. - Предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками, взрослыми (педагогами, родителями и другими). - Развитие познавательного отношения к миру и познавательных интересов. - Влияние школы и родителей на формирование жизненных планов и выбор профессии. - Установление взаимопонимания между поколениями. - Совместная деятельность по созданию в школе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно психологического климата, что исключает возможность школы стать просто «присутственным местом» (С.Т. Шацкий)
Многоцелевой характер системы взаимодействия с родителями: - побуждает коллектив к самосовершенствованию с учетом мнения родителей о качестве образования; - стимулирует у педагогов школы заботу об авторитете ОУ среди других школ района; - формирует критическое мышление коллектива по отношению к образовательной программе, к образовательному процессу, вызывает стремление к их обновлению, совершенствованию, к сравнению достижений обучающихся своей школы с достижениями обучающихся других ОУ.
Первоочередными задачами школы родители считают: - Воспитание у ребенка чувства уверенности в себе, воспитание самостоятельности в решении своих жизненных проблем; - Развитие мышления, внимания, памяти; - Формирование прочных системных знаний; - Воспитание патриота, достойного гражданина РФ.
Самые важные проблемы в воспитании современного школьника ( по мнению родителей): - падение духовно-нравственных ценностей и изменение жизненных ценностей; - множество лишних программ, фильмов, информации на телевидении и в СМИ; - зависимость ребенка от компьютера и интернета; - дети знают свои права, но не знают обязанностей; - отсутствие уважения к старшим.
Анкета: Считаете ли Вы свои знания о воспитании детей достаточными? 1. Да -57 % 2. Нет - 7 % 3. Не вполне -35% Хотели бы Вы посещать родительские собрания, семинары, тренинги по вопросам воспитания детей? 1. Да -85 % 2. Нет 15 % 3. Нет необходимости 0 %
Как Вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка- семья или школа? безусловно семья 14 % в большей мере семья 22 % в равной степени и семья и школа 64 % школа, так как там ребенок проводит много времени 0 % школа и улица 0 % 1. Да -100 % 2. Нет 0 %
Достаточно ли Вы информированы об успехах, достижениях, проблемах Вашего ребенка? 1. Да - 93 % 2. Нет -0% 3. Затрудняюсь ответить -7 % Из каких источников Вы получаете эту информацию? 1. из дневника-71 % 2. из рассказа ребенка -85% 3. на родительском собрании-85% 4. из индивидуальной беседы с учителем-7% 5. на школьном мероприятии - 0 %
По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей и для родителей. В.А. Сухомлинский