Управленческие информационные системы. Характеристика, назначение и основные компоненты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационная технология управления. Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения.
Advertisements

Виды информационных технологий. Информационная технология обработки данных Информационная технология управления Автоматизация офиса.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ ТЕМА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Подготовил Иванов А.Н.
1 Выполнила: студентка группы Ма1-07 Александрова Д. Специальность: «Маркетинг» Дисциплина: «И нформационные системы в профессиональной деятельности» Тема:
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ ТЕМА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Подготовил Иванов А.Н.
Контроль как функция менеджмента это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения.
Урок 2 Виды информационных и коммуникационных технологий.
Информационные системы управления Информационное пространство учреждения образования ИПКиП 2011г.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования MRPII-системы.
Базовые понятия в ИСУ Выполнили: Каргин Эмиль, Нуриева Лейсан, Соловьева Инна, Фазлиахметова Альфия.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОДЕРЖАНИЕ Понятие системы Основные свойства систем Цели систем и эффективность Функции систем Структурный.
Тема: Функции внутрифирменного управления План: 1. Содержание функций управления; 2.Назначение основных функций внутрифирменного управления; 3.Содержание.
Этапы планирования потребности в персонале
Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными.
Менеджмент и менеджер
Информационные системы. СистемаЭлементы системыГлавная цель системы ФирмаЛюди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров КомпьютерЭлектронные.
Транксрипт:

Управленческие информационные системы. Характеристика, назначение и основные компоненты.

ПЛАН Характеристика и назначение информационных систем управления Взаимодействие элементов системы управления Структура информационной системы управления Уровни управления в обобщенной модели управления предприятием Цикл задач управления Классификация информационных систем управления

Определение Информационных системы, предназначенные для обеспечения менеджеров информацией для поддержки принятия эффективных решений, называются управленческими информационными системами (management information systems - MIS).

История Понятие управленческих информационных систем возникло в 1960-ых и стало лозунгом почти всех попыток внедрения компьютерных технологий и теории систем обработки данных в организациях. В то время стало очевидно, что компьютеры применительно к решению бизнес-проблем почти полностью сосредотачиваются на автоматизации учетных задач.

Цель системы Управленческие информационные системы призваны помогать менеджменту анализировать данные, собираемые прочими информационными системами, в том числе бухгалтерскими системами. Их целью является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений

Взаимодействие элементов системы управления Управление – важнейшая функция, реализующая целенаправленную деятельность организации. Функцию управления реализует система управления.

С позиций кибернетики система – это совокупность связанных между собой и внешней средой элементов, функционирование которых направлено на реализацию конкретной цели или полезного результата. Система управления относится к категории больших (сложных) систем. Сложность системы зависит от множества входящих в систему элементов, их структурного взаимодействия, сложности внутренних и внешних связей и динамичности.

Структура системы Система управления включает взаимосвязанные подсистемы, которые подчиняются общей цели всей системы, и характеризуется иерархичностью построения с распределением функций управления между соподчиненными частями системы

В соответствии с кибернетическим подходом систему управления характеризуют две взаимосвязанных компоненты: Взаимодействие элементов системы обеспечивается наличием связей между ними, которые имеют вход и выход. Через входы элемент подвергается воздействию извне, а через выход сам воздействует на внешнюю среду. Таким образом, система управления вырабатывает управляющие воздействия, которые направлены на поддержание или улучшение функционирования предприятия в соответствии с поставленной целью.

Субъект управления Субъект управления – управленческий аппарат предприятия, осуществляющий принятие решений и формирующий планы, задачи и цели управления предприятием и обеспечивающий контроль за их выполнением.

Объект управления Объект управления – службы и отделы предприятия, осуществляющие выполнение поставленных задач и планов. В экономической системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (сырье, материалы, оборудование, готовая продукция, работники и пр.) и хозяйственных процессов (снабжение, сбыт, основное и вспомогательное производство и пр.).

Структура информационной системы управления

База данных, построенная с использованием СУБД, содержит данные, поступающие из: СЭОД (системы электронной обработки данных), организации и из окружения, только из окружения.

Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие лицам, участвующим в принятии решений в организации.

Виды отчетов, поставляемых ИСУ Регулярные отчеты Специальные отчеты

Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания (например, месячный анализ продаж компании).

Специальные отчеты создаются, когда в компании произошло что- то незапланированное или по запросам управленцев.

Независимо от того, являются ли данные отчеты периодическими или специальными, они могут иметь форму, следующих отчетов: Суммирующие СравнительныеЧрезвычайные

суммирующие отчеты - это отчеты, в которых данные классифицированы в отдельные группы, отсортированы и рассчитаны промежуточные и окончательные итоги по отдельным полям;

сравнительные отчеты - это отчеты, содержащие данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения;

чрезвычайные отчеты - это отчеты, содержащие данные, носящие с позиций выбранных критериев исключительный (чрезвычайный) характер

Уровни управления в обобщенной модели управления предприятием Так как имеются различные интересы, особенности и уровни в организации, существуют различные типы информационных систем управления. Никакая единственная система не может полностью обеспечивать потребности организации во всей информации

Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Поскольку результаты принимаемых решений проявляются спустя длительное время, особое значение на этом уровне имеет такая функция управления, как стратегическое планирование. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно. Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время. Могут пройти месяцы или годы. Ответственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров.

Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне, На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них. Среднесрочное управление (и среднесрочное планирование) охватывает горизонт в год-полтора с разбивкой по кварталам и ближайший квартал по месяцам. Среднесрочный план фактически является детализацией стратегического плана на ближайший период.

Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из- за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи. Оперативное управление это текущее (ежедневное или в рамках недели) управление и планирование. Оно дает ответы на конкретные вопросы, например «какую работу нужно выполнить сегодня или в течение текущей недели?», «кто именно будет отвечать за выполнение этой задачи?», «какую работу следует выполнить в первую очередь?».

Цикл задач управления Под управлением понимают обеспечение поставленной цели при условии реализации следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной.

Управленческий цикл является замкнутым) и повторяющимся.

управленческие функции Организационная ПлановаяУчетная АналитическаяКонтрольная Стимулирующая

Организационная функция заключается в разработке организационной структуры и комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборатории, группы и т.п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетенции, прав, обязанностей и т.п. Чаще всего это излагается в положении по отделу, лаборатории или должностных инструкциях

Планирование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы и т.д. на различные сроки (год, квартал, месяц, день).

Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п. В общем случае учет можно определить как получение, регистрацию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах.

Анализ или аналитическая функция связывается с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций развития и т.д. Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и уровня анализируемого объекта или процесса. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом-экономистом.

Контрольная функция чаще всего осуществляется менеджером: контроль за выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п.

Функция стимулирования или мотивационная функция предполагает разработку и применение различных методов стимулирования труда подчиненных работников: финансовые стимулы - зарплата, премия, акции, повышение в должности и т.п.; психологические стимулы - благодарности, грамоты, звания, степени, доски почета и т.п.

Классификация информационных систем управления системы стратегического управления; системы среднесрочного управления; системы операционного управления; системы оперативного управления; системы управления в реальном времени.

Системы стратегического управления. Системы данной категории обеспечивают поддержку функций управления на стратегическом уровне (в большей части анализ, планирование и контроль). Примерами информационных систем стратегического управления являются системы CORPORATE PLANNER, Project Expert, системы Balanced Scorecard различных производителей и др. Разбиение систем данной категории на классы осуществляется в зависимости от глубины реализации в системах указанных функций управления: анализа, планирования, контроля. Фактические данные (данные учета) в эти системы вносятся либо вручную, либо путем импорта из систем оперативного учета в обобщенном виде

Системы среднесрочного управления. Системы данной категории еще называются системами управления эффективностью бизнеса (BPM Business Performance Management, или Corporate Performance Management). К ним относятся специализированные системы бюджетного планирования, контроля и управления по отклонениям. Такого рода системы обеспечивают создание многомерных взаимосвязанных бюджетов (операционных и финансовых), анализ, планирование, привязку стратегических показателей к операционным, контроль, факторный анализ отклонений. Кроме того, они позволяют построить реально работающую систему мотивации персонала и реализуют заданный регламент бюджетного процесса. Фактические данные (данные учета) в них передаются с помощью импорта из систем оперативного учета в обобщенном виде за день, неделю, месяц в зависимости от выбранного предприятием интервала контроля выполнения планов.

Системы управления реального времени. Эти системы являются узко специализированными и, как правило, включают в себя некоторую аппаратную составляющую (датчики и устройства передачи данных) и аналитическое программное обеспечение, позволяющее задавать параметры и допустимые отклонения управляемого процесса, контролировать его ход, анализировать отклонения и выполнять управляющее воздействие при отклонении процесса от заданных параметров. При выборе таких систем у предприятий сложностей не возникает они всегда четко знают, чего хотят, поэтому четко формулируют критерии выбора.

Системы операционного управления. Это категория систем, предназначенных поддерживать операционное и оперативное управление предприятием. Именно с классификацией этих систем и выбором из их числа системы, наилучшим образом удовлетворяющей бизнес-требованиям, у предприятия и возникают самые серьезные сложности.

Предлагается разделить категорию систем операционного управления на несколько классов: бухгалтерского учета,управленческого учета, планирования и управления ресурсами предприятия (ERP-системы)

Кроме этих базовых классов можно выделить еще один класс узкоспециализированных систем (примером могут служить системы MES производственные исполнительные системы или ЕАМ системы управления основными фондами предприятия).