Финансовое право как отрасль право. Понятие, структура и источники.
Финансовое право - это отрасль права, система норм, регулирующих отношения по поводу образования, распределения и использования специальных денежных фондов необходимых для обеспечения целей, задач и функций государства и муниципальных образований. (Публичные денежные фонды = ПДФ). ОРИ – образование, распределение, использование.
Образование словосочетания финансового права. Понятие категории финансы: 1. Сущность финансов – с экономической- сущность природа, с правовой. Финансы (с экономической) – это общественные отношения возникающие по поводу ОРИ централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансы, с экономической точки зрения, соединяют в себе большое число разных групп отношений. Некоторые из этих отношений не требуют жесткого правового регулирования, некоторые – вне правового поля. Финансы как правовая категория отношения по поводу ОРИ ПДФ. 2. Финансовое право отрасль права Предметом финансового права является уникальные отношения, возникающие по поводу ОРИ ПДФ, которые другими отраслями права не регулируется. (ФПО финансовые право отношения)
1.Общенаучные, т.е те которые используют все отрасли права 1. императивный 2. диспозитивный 2. Специальные методы финансового права: 1. метод финансирования 2. метод кредитования 3. метод инвестирования 4. метод обязательных платежей 5. метод добровольных платежей 6. метод рекомендаций это официальные разъяснения порядка и правил применения норм финансового законодательства. -индивидуальные рекомендации (на основании письменных заявлений субъектов) -публичные (направлены неопределенному кругу лиц, путем публикации в официальных средствах массовой информации)
Объектом финансового права – являются финансовые ресурсы, которые используются в публичных целях. 3. Система норм изучение системы норм (отдельная тема). 4. Общественные отношения финансово правовые отношения. 5. ОРИ ПДФ финансовая деятельность гос и муниципальных образований.
Финансовая система это совокупность финансовых институтов и финансовых учреждений, которые обеспечивают деятельность финансовых институтов.
Финансовые институты: 1 бюджетная система 2 государственного и банковского кредита 3 система страховых фондов 4 финансы организаций 5 финансы домохозяйств
: -органы исполнительной власти формируют и распределяют бюджет -центральный банк и кредитная организация -руководители, финансовые и (диктофон) 6. Публичные денежные фонды - это Совокупность бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. -федеральный бюджет -бюджеты субъектов РФ -муниципальных образований 7.цели, задача и функции публично правовых образований определяются в Конституции РФ, уставами и конституцией субъектов, уставами муниципальных образований.
1. Общая часть -анализ системы финансово правовых норм -система финансово правовых отношений и их характеристика -правовые основы финансовой деятельности публично правовых образований -правовое регулирование финансового контроля 2. Особенная часть -бюджетное право: организация бюджетного устройства и бюджетного бюджетные полномочия (диктофон) 1 бюджетный процесс 2 обслуживание\управления муниципальным долгом
-банковское право часть которая регулирует банковскую деятельность -валютное право -страховое право В части регулирования страховой деятельности -налоговое право
Финансовые правоотношения (ФПО), как объект правового регулирования. Финансовые правоотношения (ФПО) - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных фондов денежных средств 1. Основания для возникновения – действие ФПН, которые предписывают, обязывают или управомачивают субъекта участвовать в отношениях по поводу О.Р.И.П.Д.Ф. 2. Субъекты ФПО – одним из участников ФПО обязательно является государство или муниципальное образование в лице уполномоченных органов, учреждений или должностных лиц, другой стороной может быть как публично-правовое образование, так и частные субъекты 3. Объект (основания для возникновения) ФПО – денежные средства которые подлежат зачислению в ПДФ, аккумулированные в них, учтенные на лицевых счетах казначейства и подлежащие целевому использованию 4. Характер ответственности – ответственность носит административный характер, направлена на принуждение субъекта к исполнению финансового обязательства.
5. Содержание процессов – образование, распределение и использование ПДФ 5.1. Образование ПДФ – деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и местного самоуправления по мобилизации денежных средств, подлежащих зачислению в ПДФ и их учету на счетах казначейства Распределение средств ПДФ - деятельность представительных (законодательных) органов по определению приоритетов, направлений и объемов использования средств ПДФ в текущем финансовом периоде и на перспективу Использование средств ПДФ - деятельность уполномоченных органов исполнительной власти и местного самоуправления по доведению бюджетных ассигнований до получателей и контролю за целевым их использованием
Правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных органов Финансовая деятельность – это основанная на действующих законах вся деятельности уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению непрерывности и плановости деятельности процессов ОРИ ПДФ. Основное содержание финансовой деятельности : 1. Финансовая деятельность осуществляется Принцип только в рамках действующего законодательства законности Законность финансовой деятельности необходима для того что бы исключить возможность применение частного интереса в сфере публичных финансов Проблема законности Не все операции финансовой деятельности можно нормативно описать по целевому назначению и по эффективности Можно решить с помощью: - повышения открытости целевого назначения расходов - планирования расходов
2. Определение целевого назначения в целом Принцип соц. Целевое назначение– обеспечение реализации нравственности главной функции государства (ст.7 Конституции РФ) финансовой деятельности 3. Финансовая деятельность направлена на решение Принцип публичных проблем, общенародных задач по осущест-гласности влению она отдельными органами и должностными лицами. (ст.36 БК РФ) Необходимо осуществлять общественный контроль за деятельностью органов осуществляющих финансовую деятельность.
В финансовой деятельности учувствуют исполнительные органы, которые находятся в определенной иерархии: 1. Исполнительная власть: 1.1. Готовит предложения по проекту 1.2. Исполнение бюджета 1.3. Отчитывается об исполнении 2. Законодательная власть: 2.1. Утверждает методику исполнения бюджета (содержание бюджетного процесса) 2.2. Рассматривает и утверждает проект бюджета 2.3. Заслушивает отсчет исполнительной власти Организует законодательный финансовый контроль
1. Образование публичных денежных фондов - это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по мобилизации денежных средств подлежащих зачислению в бюджеты и их учету на лицевых счетах в казначейство За определенными группами доходов закреплены органы исполнительной власти которые осуществляют администрирование процесса поступления средств по определенным видам доходов (органы – администраторы доходов бюджета). Для бюджета каждого уровня определяются свои администраторы дохода. Они отчитываются о соблюдении графика и полноты поступления администрируемых ими доходов. НАПРИМЕР: На федеральном уровне ФНС (поступление налогов, штрафов, пошлин) МВД (поступление штрафов, сборов, пошлин)
Федеральные налоги Федеральный бюджет Региональный бюджет Метод обязательных платежей (налоговый метод): На определенные субъекты возлагается обязанность уплатить в бюджет определенные суммы в виде налогов, сборов и премий по обязательному страхованию. Доходы собранные с применением этого метода называются налоговыми. Порядок распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней определяется в бюджетном кодексе РФ. Общий принцип распределения налоговых доходов «сверху в низ»: Региональные налоги Региональный бюджет Местный бюджет Местные налоги Местный бюджет
Метод добровольных платежей (не налоговый метод) Субъектам предоставляется право внести определенную сумму в бюджет на определенных условиях. Например : 1 привлечение займов путем реализации ценных бумаг 2 Доходы от государственных и муниципальных лотерей 3 Доходы от использования имущества и предпринимательских целях 4 Доходы от приватизации имущества 5 Доходы от внешнеэкономической деятельности 6 Финансовая помощь из бюджетов более высокого уровня Неналоговые доходы распределяются между бюджетами в соответствии со статьями 51, 57,62 БК РФ
Это метод применения ответственности в виде удержания в доход бюджета денежных средств за правонарушение или преступление. Порядок распределения сумм взимаемых штрафов между бюджетами различных уровней устанавливаются в статье 46 БК РФ. Метод самообложения Данный метод может вводится финансовым законодательством только на уровне муниципальных образований и предполагает разовый сбор добровольных денежных платежей граждан на определенные целевые расходы.
Это деятельность представительных, законодательных органов по определению приоритетов и объемов использования средств публичных денежных фондов в текущем периоде. Распределение средств публичных денежных фондов происходит в ходе бюджетного процесса
1. Метод бюджетной классификации Группировка всех доходов и расходов бюджетов по определенным признакам с присвоением каждой группе и каждому виду дохода и расхода специального кода (код бюджетной классификации) Правовой основой бюджетной классификации является глава 4 бюджетного кодекса РФ и ФЗ «О бюджетной классификации» Субъекты РФ и Московской области могут вносить определенные уточнения в коды не меняя ее общей логики. Функции бюджетной классификации: 1 Обеспечивает единый подход к сопоставлению расходной и доходной части статей бюджеты 2 Обеспечивает прозрачность финансовых потоков и их адресность и создают предпосылки для эффективного финансового контроля
Под бюджетным процессом понимается полномерная деятельность представительной, законодательной, исполнительной власти по : 2.1 подготовке проекта бюджета (исполнительная власть) 2.2. рассмотрению проекта бюджета (исполнительная и законодательная власть) 2.3. утверждению бюджета ( законодательная власть) 2.4. исполнению бюджета (исполнительная власть) 2.5. при необходимости внесение изменений в бюджет (законодательная власть) 2.6. подготовка отчета об исполнении бюджета и его утверждение (исполнительная и законодательная власть)
Деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по доведению до получателей бюджетных ассигнований и организации целевого их использования. Функции доведения бюджетных средств до получателей возлагается на федеральное казначейство и его подразделения, а в местных, территориях где нет подразделений Федерального казначейства )его функции выполняют расчетно-кассовые центра Центрального банка. Бюджеты регионов (субъектов) так же исполняются через Федеральное казначейство на возмездной основе. Муниципальные объекты могут организовать исполнение бюджета двумя способами: 1 Через систему Федерального казначейства на возмездной основе 2 Через создание на его основе собственного муниципального казначейства.
1. Безвозвратный метод (финансирование) Предоставление средств из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. Выделенные средства должны быть применены по целевому назначению определенному в бюджете. Получателями средств при финансировании могут быть как публично-правовые образования, так и юридические лица.
1. Дотация – это предоставление средств для обеспечения сбалансированности бюджета, т.е. целевое назначение не указывается. Получателями являются бюджеты территориальных образований составляющие публично-правовые образования более высокого уровня 2. Субвенция – предоставление средств для финансирования целевых расходов. Получатели – бюджеты нижестоящего публичного образования или юридические лица осуществляющие поставку или выполнение работ в интересах публично правовых образований 3. Субсидия – это долевое финансирование целевых расходов, т.е. Объект финансирования финансируется из 2-х источников. Получателями могут быть бюджеты публично правовых образований и юридический лица. Получатели средств включают субсидии в доходную часть могут быть использованы только в рамках конкретного кода бюджетной классификации.
Средства из публичных денежных фондов предоставляются на возмездной, возвратной основе. В бюджете определяются размеры предоставляемых кредитов и их условия. Кредитором от имени публично правовых образований выступает финансовый орган, уполномоченный исполнять бюджет. Проценты за пользование предоставленными средствами зачисляются в доходную часть бюджета кредитора в том периоде когда ожидается их получение. Основная часть кредите возвращаемая заемщиком зачисляется в доходную часть бюджета кредитора со знаком «-»
Бюджетный кредит – правовая форма закрепляющая отношения между бюджетом кредитора и заемщика. Кредитором может выступать бюджет любого уровня. Заемщиком – публично-правовые образования и юридические лица, которые соответствуют требованиям указанным в статьях 92,2,93,3, 93,5 БК РФ. Целевой (связной кредит) – он применяется при бюджетно- кредитных отношениях с участием иностранных государств или иностранных юридический лиц. На связывающие кредиты приобретаются товары или оплачиваются работы или услуги приобретенные на территории страны кредитора.
-это приобретенные за счет средств бюджетов долей в уставном капитале юридического лица их учреждение или иные расходы направленные на увеличение стоимости государственного или муниципального имущества.
Финансовый контроль - это регламентированная нормами финансового законодательства планомерная деятельность уполномоченных органов власти и местного самоуправления по проверке: 1 своевременности и точности финансового планирования; 2 обоснованности и полноты поставленных доводов в бюджет; 3 правильности и эффективности их использования. Объективная необходимость финансового контроля как системы взаимосвязанных мероприятий определённых публичным назначением используемых средств у которых нет иммунитета под не целевое назначение.
1. ЗАКОННОСТЬ Вне контрольные мероприятия должны осуществлять только в рамках закона Но существует парадокс: в РФ нет ни одного нормативно-правового акта который был регулировал бы всю систему финансового контроля 2. ГЛАСНОСТЬ Результаты контрольных мероприятий должны быть доступными для общества и СМИ 3. ОБЪЕКТИВНОСТЬ Результаты контрольных мероприятий должны отражать объективную оценку состояния для ОРИ ПДФ, а не субъективную оценку контрольных органов к проверяемому. 4. СОИЗМЕРИМОСТЬ РАСХОДОВ на проведение контрольных мероприятий с их результатами
Содержание мероприятий финансового контроля должно этапу финансовой деятельности, а также целям и задачам, которые при этом должны быть решены 1. ПО СУБЪЕКТАМ: 1.1. Государственно финансовый контроль (ГФК) Проводится органами государственной власти и важнейшими вопросами является: Контроль за формированием федерального бюджета и бюджетов федеральных вне государственных фондов Частные вопросы: График закрепления постоянных действий; Полнота поступления; Деятельность администраторов Контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных вне бюджетных фондов Частные вопросы: Контроль за целевым использованием; Контроль за использованием в соответствии со сметой; Контроль деятельности главных Контроль за состоянием государственного долга и его управление Частные вопросы: Учет динамики долга; Дебит и кредит по отдельности; Выбор ведущего метода управления Контроль за предоставлением льгот по федеральным доходам и налогам от имущества находящего в федеральной собственности
Правовая основа государственного финансового контроля (ГФК) 1.1 Единого комплектного НПА о порядке организации ГФК в РФ нет, однако, есть отдельные законы и постановления правительства, которые регулируют отдельные вопросы ГФК. В результате в РФ нет единой терминологии ГФК. 1.2 Счетная палата действует в интересах Совета Федерации (парламентский контроль) 1.3 Федеральная служба финансового бюджетного надзора (в интересах исполнительной власти) 1.4 Федеральное казначейство ( в интересах исполнительной власти) 1.5 Федеральная служба по финансовым рынкам 1.6 Минфин (общий контрольный орган исполнительной власти) 1.7 Центральный Банк (в силу предписания законом, самостоятелен)
2.2. Банковский финансовый контроль (БФК) Основные вопросы: Контроль за денежными обращениями, как наличными так и безналичными средствами; Контроль за вращением иностранной валюты на территории РФ; Контроль за соблюдением совершения банковских операций; Обеспечение исполнения требований налоговых органов кредитными средствами налогоплательщиков, клиентами банка Правовая основа БФК: 3 основных закона: 10 июля 2002 года 86-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ) Федеральный закон. "О банках и банковской деятельности" от N декабря 2003 Федеральный закон от N 173-ФЗ. (ред. От ) "О валютном регулировании и валютном контроле НПА изданные ЦБ
Субъекты БФК: 1. Центральный Банк (ЦБ), 1. Центральный Банк (ЦБ), цель деятельности: обеспечение платеже способности и устойчивости национальной денежной валюты; Обеспечение устойчивости и развития банковской системы РФ; Обеспечение непрерывности федеральной национальной системы расчетов Как орган ГФК ЦБ государственный внутренний и внешний долг РФ по поручению правительства и от имени РФ размещает государственные ценные бумаги на рынке и выкупает их ЦБ осуществляет обслуживание золото-валютных резервов. Как орган Банковского контроля ЦБ: Закрепляет основным правила совершения банковских операций; Осуществляет лицензирование субъектов банковской деятельности и надзор за соблюдением ими условий лицензий.
2 ) Кредитные организации, функции: 2.1. Организация банковского обслуживания своих клиентов 2.2. Исполнение требований налоговых органов о списании средств со счетов клиентов для уплаты налоговой недоимки 2.3. Номинальные кредитные организации должны следить за соблюдением кассовой дисциплины своих клиентов – организаций
1.3. Финансовый контроль субъектов РФ и муниципальных образований Основные вопросы: такие же как и у ГФК, только в отношении региональных и местных бюджетов Правовая основа: НПА субъектов РФ и муниципальных образований создании органов финансового контроля на своих территориях и наделении их полномочиями. Субъектов РФ-83, только 71 субъект РФ создали собственные органы финансового контроля. Если собственные органы финансового контроля не создаются то их функции на возмездной основе выполняют органы федерального казначейства. Субъекты: наименования и полномочия субъектов органов регионального и местного финансового контроля определяет соответствующий территориальный НПА.
1.4. Общественный финансовый контроль Главная задача: представление результатов независимой экспертизы финансовых органов деятельности государственных и муниципальных органов. Правовая основа: закон о СМИ, закон о политических партиях Субъекты: СМИ политические партии
1.5. Независимый финансовый контроль (аудит) Главная задача: Представление заказчику объективной информации о финансовом состоянии исследуемого субъекта и состоянию учета и отчётности у заказчика на возмездной основе. Правовая основа: ФЗ РФ об аудите(аудиторской деятельности) Независимые финансовые эксперты-аудиторы. Это организации или ИП (индивидуальный предприниматель),которые на основании специальных лицензий оказывают возмездные услуги по оценке состояния учета и отчетности заказчика. По итогам аудиторской проверки заключается аудиторское заключение, которое имеет форму официального документа.
1. 6. Внутрифирменный финансовый контроль (внутрихозяйственный). Задачи: Контроль за состоянием и движением материальных и нематериальных активов предприятия. Правовая основа: Внутри локальные акты организации о наделении должностных лиц предприятия контрольными полномочиями, а также о создании ревизионных групп или назначении ревизоров. Субъекты: Руководитель; Главный бухгалтер; Назначаемые ревизоры; Аккредитованные ревизоры; Аккредитованные аудиторы.
2. ПО ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРРОПРИЯТИЙ. Виды: 2. Предварительный финансовый контроль. он проводится накануне финансовых операций. Цели: обсуждение и утверждение финансовых планов; обоснование источников доходов и направление расходов; составление графика финансирования.
2. Текущий финансовый контроль. он проводится в момент совершения финансовых операций. Цели: проверка законности и обоснованности расходов. Итогом текущего ФК является принятие решения на совершения финансовой операции. Задачи: Выполнение графика финансирования(как правило такие контрольные операции проводятся по запросам или заявлениям правоохранительных органов, депутатов.) 3. Последующий финансовый контроль. проводится по окончании отчетного финансового периода. Цель: проверить целевое назначение расходов, определить их эффективность, выявить проблемы исполнения бюджетов и формирования его доходной части.
Методы финансового контроля. 1. Метод фактического контроля (чаще применяется на стадии последующего контроля). Наблюдение 1.1. Наблюдение – исследует текущую финансовую деятельность и ее результаты. открытое наблюдение. скрытое наблюдение (без уведомления проверяемого, применяется только при оперативно-розыскных мероприятиях, операции по внедрению). Обследование 1.2. Обследование изучение финансовой хозяйственной деятельности проверяемого, с целью не только выявить нарушения, но и их причину. Ревизия 1.3. Ревизия –углубленное исследование финансовой хозяйственной деятельности проверяемого, с целью определения законности, эффективности и целесообразности расходования материальных и финансовых ресурсов.
Основание для ревизии: решение руководителя фирмы или учредителей; распоряжение уполномоченного должностного лица правоохранительных органов или органов ФК. Виды ревизии: выборочная комплексная тематическая(по итогам составленного акта) Инвентаризация 1.4. Инвентаризация
2. Метод документального контроля. Осуществляется проверка финансовой деятельности на основании первичной отчетности и аналитических документов. Итогом является аналитический баланс проверка – наиболее точную правовую регламентацию «проверки» получили в налоговом законодательстве(Налоговый кодекс часть первая ст.87 Налоговые проверки). [ст. 88 НК РФ]2.1.1 Камеральная проверка – налогоплательщик в установленный срок предоставляет декларацию по конкретному налогу и документы, которые обуславливают содержание декларации. Началом проверки служит предоставление декларации. Длительность проведения-90 дней, проводится должностным лицом-налоговым инспектором. Суть: налоговый инспектор сопоставляет данные декларации с содержанием приложенных документов, в случае непротиворечия налог засчитывается, в противном случае, при выявлении, налоговый орган истребует выяснения и изъяснения, послепредоставления налог считается уплачен. Непредставление декларации влечет применение санкций (Налоговый кодекс часть первая ст.119 Непредставление налоговой декларации)
[ст.89 НК РФ]2.1.2 Выездная проверка –проводится на основании специального разрешения руководителя налогового органа. Решение выносится на основании аналитических сведений от налогоплательщиков по 12-ти критериям. Проверку проводит специально назначенная группа, которая может находиться на территории(в помещении) в течении 2-х месяцев со дня принятия решения. Длительность проверки может бы продлена от 4 до 6 мес. по решению вышестоящего органа. По итогу проверки составляется справка о проведении мероприятия, в последующем акт.
3. Методы расчетно-аналитические. Цель: определение эффективности и обоснованности финансовых операций утверждение сметы – обоснование входящих и исходящих финансовых потоков по конкретным экономическим и социальным целям. Смета предполагает 3 группы расходов: группа-содержание персонала,З/П. группа-текущие расходы (комплексные платежи, мелкий ремонт, орг-техника). группа- расходы на капитальный ремонт экспертиза -проверка обоснованности поступающих доходов и планирование расходов в данном бюджетном периоде.
Виды по принадлежности к ветви власти 1. Парламентский финансовый контроль(законодательный, представительный орган власти). 2. Органы исполнительной власти. 1. Парламентский финансовый контроль – осуществляется на федеральном уровне счетной палатой РФ. Правовая основа – ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". Правовой статус счетной палаты -счетная палата-подотчетна Госдуме и совету федерации. Высший орган счетной палаты -коллегия в которую входят : председатель, заместитель и 12 государственных аудиторов,все 14 человек наделены статусом федерального министра, за каждым аудитором закреплена определенная сфера финансовой деятельности государства,как по доходам, так и по расходам. Виды деятельности счетной палаты: контрольно-ревизионная деятельность контрольно-ревизионная деятельность- аудиторы счетной палаты проводят комплексные ревизии по поступлению доходов и направлению расходов федерального бюджета.
Экспертно-аналитическая деятельность Экспертно-аналитическая деятельность- счетная палата выдает заключение по обоснованности и целесообразности планируемых расходов или доходов в текущем бюджетном периоде,а также дает экономическое обоснование проектов, указов президента,предполагающих новые статьи расходов или доходов в действующем бюджете. Информационная деятельность Информационная деятельность- счетная палата предоставляет в Госдуму и совет федерации аналитические справки по проведению контрольных мероприятий. Счетной палате подотчетны 1.4. Счетной палате подотчетны (т.е. она может проверять): органы гос. власти, их учреждения и аппараты федеральные внебюджетные фонды органы местного самоуправления предприятия и организации – всех организационно-правовых форм, при условии, если они: ·получают средства из фед. Бюджета и федеральных внебюджетных фондов,перечисляют и используют средства федерального бюджета. ·имеют льготы по федеральным налогам. При выявлении правонарушений или преступлений в финансово- бюджетной сфере 1.5. При выявлении правонарушений или преступлений в финансово- бюджетной сфере,должностные лица счетной палаты информируют правоохранительные органы,Госдуму и совет федерации.
Широкий смысл: построение бюджетной системы государства в соответствии с его административно-территориальным делением и реализуемой политикой в сфере финансов. Влияние административно- территориального деления на тип бюджетной системы: 1. в унитарном государстве –система 2-х уровневая(гос. Бюджет ; местный бюджет). 2. в федеральном, система 3-х уровневая(фед ; местный ; бюджеты субъектов). Влияние финансовой политики на бюджетную систему –проявляется в закреплении за бюджетом каждого уровня собственного налога доходов. Узкий смысл: деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по определению целесообразности предоставления территориальным образованиям прав на формирование и исполнения своих бюджетов. Бюджетное устройство -это совокупность бюджетов публично-правовых образований и их внебюджетных фондов,выстроенных в определенной бюджетной иерархии.
Понятие о государственном (муниципальном) долге и правовых основах управления им. Государственный долг- долговое обязательство Российской Федерации или ее субъектов перед остальными государствами,а также юридическими и физическими лицами,выраженное в национальной валюте Российской Федерации или валюте другого государства. В связи с тем, что заимствования могут осуществляться в разной валюте,различают 2 вида государственного долга : 1. внутренний государственный долг- долговые обязательства Российской Федерации в рублях. 2. внешний государственный долг -долговые обязательства Российской Федерации,выраженный в иностранной валюте, иностранного государства.
Источники возникновения государственного долга. Источником является: -государственное заимствование, которое осуществляется чаще всего для покрытия дефицита бюджета и в редких случаях направляется на достижение политических целей. Основная правовая форма заимствования Основная правовая форма заимствования - это продажа долговых ценных бумаг-облигаций(применяется кредитное соглашение). От имени РФ долговые обязательства принимает правительство в лице Минфина,объём заимствований и условия заимствования определяются законом о бюджете. Обеспечение заимствований –все гос. заимствования РФ обеспеченны имуществом РФ и др. активами. Основными источниками долговых обязательств чаще всего являются: -золотовалютные резервы ЦБ РФ. -активы крупных промышленных компаний, выраженных в доле их акций.
Основы управления государственным долгом Под управлением государственного долга понимается совокупность мероприятий направленных на принятие долговых обязательств их учет и погашение. Основные элементы: 1 часть: Принятие долговых обязательств (Минфин Правительство РФ). Максимальный срок заимствований – 30 лет. Принятие долговых обязательств учитывается в доходной части бюджета в том году, когда они будут получены. 2 часть: Оценка государственного долга и его учет. Оценка гос. долга -это определение стоимости долговых ценных бумаг на рынке, в текущее время. Учет – это отображение в структуре торгового баланса РФ размера основой части (тела) и %. Учет и оценку гос. долга РФ осуществляют департаменты внешнего и внутреннего долга РФ,кроме того на договорной основе Минфин может привлекать независимые аудиторские организации.
3 часть: Определение максимального долга на конец финансового года. В законе о федеральном бюджете(«по состоянию …..долг не должен превышать 37.7 млрд год») 4 часть : Исполнение долговых обязательств. рефинансирование – чтобы расплачиваться с одним, занимая у другого. Запретаккумулирование долга (объединение)- обязательный выкуп у мелких кредиторов в пользу крупного. отсрочка погашения долга – перенос срока уплаты на более поздний срок. Можно.реструктуризация -фактическое уменьшение долга любыми способами. сумма долга США - 13 триллионов.