Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства Доцент Ковальская Марика Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финансы. Финансовая система государства Выполила: Барсукова А.С., группа ЭО-14.
Advertisements

Налоговая система совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц.
Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства 1. Понятие финансов и финансовой.
Нало́г обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических.
Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
Тема. Налоги: сущность, виды (классификация). Цели урока: 1. Ознакомиться с понятием налоги. 2. Рассмотреть виды налогов. 3. Проанализировать разницу.
Тема работы: «Бюджетная система Российской Федерации»
Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
НАЛОГИ Выполнил Гудожников Д.К.. Налог Классификация налогов Структура налоговой системы РФ Принципы налогообложения.
Тема. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА. 1.Понятие налогов и сборов и их экономическое содержание 2.Функции налогов 3.Элементы налога и их характеристика.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
Понятие налога Закрепить основные понятия и определения налоговой системы.
НАЛОГИ Учитель экономики ГБОУ средней школы 517 Язвенко Светлана Александровна.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Правовые основы налоговой системы. Вопросы темы Система налогов и сборов Налоговая система.
ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством.
Работа на тему : « Налоги в России и их важность » МОУ Гимназия 32 Подготовила ученица 11 « Л » класса Медяло Анастасия.
Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные.
Неотъемлемой составной частью системы финансового управления выступают прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние.
Тема: Налогообложение в России Цель: - познакомить учащихся с основными понятиями темы, рассмотреть принципы построения налоговой системы Российской Федерации,
Транксрипт:

Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства Доцент Ковальская Марика Ивановна

2 План: 1. Необходимость и сущность финансов 2. Государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды 3. Государственный долг 4. Финансовая политика государства и ее основные направления 5. Налоги и налоговая система

Необходимость и сущность финансов

4 Финансы как экономическая категория выражают денежные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств

5 Финансовые отношения охватывают две сферы: Первая сфера – это та, в которой экономические денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулированных в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах. Вторая сфера – та, в которой денежные отношения обусловлены движением денежных средств предпринимательского сектора, домашних хозяйств

6 Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики, включающая указанные две сферы представляет национальную финансовую систему.

7 Источники образования финансовых средств: Централизованное финансирование – это денежные средства государства, которые составляют центральное звено всей финансовой системы. Централизованные финансы образуются путем перераспределения части НД через налоговую систему. Децентрализованное финансирование – это денежные средства негосударственного сектора, которые являются основой всей финансовой системы.

8 Финансовые отношения складываются между: Государством и юридическими лицами при уплате налогов в бюджетную систему Юридическими лицами Государством и физическими лицами при уплате налогов с физических лиц Юридическими и физическими лицами и другие

9 Основные функции финансов: 1. Распределительная 2. Контрольная 3. Стимулирующая - Бюджет - Налоги - Экспортно-импортные пошлины, тарифы

10 Бюджеты трех уровней: Федеральный бюджет (государственный бюджет) и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов Федерации (бюджет республики, края, области). Местные бюджеты (город, район, село).

Государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды

12 Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

13 По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: расходы по государственному управлению; военные расходы; расходы на социально-экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности.

14 Доходы государственного бюджета состоят из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; государственных займов; поступлений так называемых внебюджетных или целевых фондов.

15 Идеальное исполнение государственного бюджета это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами – бюджетный профицит.

16 Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами.

17 Государственный займ – мобилизация государством временно свободных средств населения и юридических лиц и их использование для государственных нужд. Государственный займ, размещенный внутри страны, называется внутренним займом (кредитом), а в других странах – внешним займом.

18 Российский бюджет

19 Российский бюджет

20 Государственные внебюджетные фонды – это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении правительства или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Эти фонды могут относится к экономическим или социальным.

21 К социальным внебюджетным фондам относится, например, Пенсионный фонд РФ (ПФР, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

22 К экономическим относятся: Российский фонд технического развития, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

Государственный долг

24 Государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

25 Государственный долг подразделяется на : Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

26 Государственный долг подразделяется на: краткосрочный (до одного года) среднесрочный (от одного года до пяти лёт) долгосрочный (свыше пяти лет)

27 Способы устранения «безнадежных» внешних задолженностей Первый. Традиционный – выплата долгов за учет золотовалютных резервов Второй. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов Третий. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции Четвертый. Обращение страны-должника к международным банкам

Финансовая политика государства и ее основные направления

29 Финансовая политика представляет собой мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе законодательства страны.

30 Финансовая политика может быть стимулирующая, которая предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Применяется в периоды кризиса или депрессии сдерживающая, которая предусматривает снижение государственных расходов, повышение налогов или комбинирование этих мер. Применяется в период подъема, «перегрева» экономики

31 Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: Бюджетная политика Фискальная политика

32 Бюджетная политика – это мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом.

33 Концепции бюджетной политики государства: Первая. Основана на достижении ежегодной сбалансированности государственного бюджета. Вторая. Государство стремится сбалансировать бюджет в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Третья Базируется на обеспечении сбалансированности экономики и ее устойчивого развития, а не сбалансированность государственного бюджета.

Налоги и налоговая система

35 Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

36 Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

37 Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

38 Виды налогов: Первый вид – прямые налоги, взимаются с конкретного физического или юридического лица Второй вид - косвенные налоги, это налоги на товары и услуги

39 Объекты налогообложения Индивидуальный подоходный налог Налог на прибыль юридических лиц (корпораций, фирм, предприятий и т.д.) Социальные взносы (социальные налоги) Поимущественные налоги Налоги на товары и услуги Налог на добавленную стоимость

40 Принципы и функции налогообложения 1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика 2. Налогообложение должно носить однократный характер 3. Обязательность уплаты налогов 4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков 5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно- политическим потребностям

41 Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом (прибылью). Налогооблагаемый доход (прибыль) равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.

42 Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами

43 Виды налоговых льгот: 1) необлагаемый минимум объекта налога; 2) изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР); 3) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны); 4) понижение налоговых ставок; 5) вычет из налоговой базы (налоговый вычет); 6) налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).

44 Системы налогообложения: Система прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога Система пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах (налоговой базе), независимо от их величины Система регрессивной ставки налога означают уменьшение ставки по мере возрастания дохода (налоговой базы)

45 Важнейшие функции налогов: 1) фискальная функция - финансирование государственных расходов 2) социальная функция - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними 3) регулирующая функция - государственное регулирование экономики