Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства Доцент Ковальская Марика Ивановна
2 План: 1. Необходимость и сущность финансов 2. Государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды 3. Государственный долг 4. Финансовая политика государства и ее основные направления 5. Налоги и налоговая система
Необходимость и сущность финансов
4 Финансы как экономическая категория выражают денежные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств
5 Финансовые отношения охватывают две сферы: Первая сфера – это та, в которой экономические денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулированных в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах. Вторая сфера – та, в которой денежные отношения обусловлены движением денежных средств предпринимательского сектора, домашних хозяйств
6 Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики, включающая указанные две сферы представляет национальную финансовую систему.
7 Источники образования финансовых средств: Централизованное финансирование – это денежные средства государства, которые составляют центральное звено всей финансовой системы. Централизованные финансы образуются путем перераспределения части НД через налоговую систему. Децентрализованное финансирование – это денежные средства негосударственного сектора, которые являются основой всей финансовой системы.
8 Финансовые отношения складываются между: Государством и юридическими лицами при уплате налогов в бюджетную систему Юридическими лицами Государством и физическими лицами при уплате налогов с физических лиц Юридическими и физическими лицами и другие
9 Основные функции финансов: 1. Распределительная 2. Контрольная 3. Стимулирующая - Бюджет - Налоги - Экспортно-импортные пошлины, тарифы
10 Бюджеты трех уровней: Федеральный бюджет (государственный бюджет) и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов Федерации (бюджет республики, края, области). Местные бюджеты (город, район, село).
Государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды
12 Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.
13 По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: расходы по государственному управлению; военные расходы; расходы на социально-экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности.
14 Доходы государственного бюджета состоят из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; государственных займов; поступлений так называемых внебюджетных или целевых фондов.
15 Идеальное исполнение государственного бюджета это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами – бюджетный профицит.
16 Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами.
17 Государственный займ – мобилизация государством временно свободных средств населения и юридических лиц и их использование для государственных нужд. Государственный займ, размещенный внутри страны, называется внутренним займом (кредитом), а в других странах – внешним займом.
18 Российский бюджет
19 Российский бюджет
20 Государственные внебюджетные фонды – это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении правительства или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Эти фонды могут относится к экономическим или социальным.
21 К социальным внебюджетным фондам относится, например, Пенсионный фонд РФ (ПФР, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.
22 К экономическим относятся: Российский фонд технического развития, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.
Государственный долг
24 Государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.
25 Государственный долг подразделяется на : Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
26 Государственный долг подразделяется на: краткосрочный (до одного года) среднесрочный (от одного года до пяти лёт) долгосрочный (свыше пяти лет)
27 Способы устранения «безнадежных» внешних задолженностей Первый. Традиционный – выплата долгов за учет золотовалютных резервов Второй. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов Третий. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции Четвертый. Обращение страны-должника к международным банкам
Финансовая политика государства и ее основные направления
29 Финансовая политика представляет собой мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе законодательства страны.
30 Финансовая политика может быть стимулирующая, которая предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Применяется в периоды кризиса или депрессии сдерживающая, которая предусматривает снижение государственных расходов, повышение налогов или комбинирование этих мер. Применяется в период подъема, «перегрева» экономики
31 Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: Бюджетная политика Фискальная политика
32 Бюджетная политика – это мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом.
33 Концепции бюджетной политики государства: Первая. Основана на достижении ежегодной сбалансированности государственного бюджета. Вторая. Государство стремится сбалансировать бюджет в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Третья Базируется на обеспечении сбалансированности экономики и ее устойчивого развития, а не сбалансированность государственного бюджета.
Налоги и налоговая система
35 Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
36 Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
37 Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
38 Виды налогов: Первый вид – прямые налоги, взимаются с конкретного физического или юридического лица Второй вид - косвенные налоги, это налоги на товары и услуги
39 Объекты налогообложения Индивидуальный подоходный налог Налог на прибыль юридических лиц (корпораций, фирм, предприятий и т.д.) Социальные взносы (социальные налоги) Поимущественные налоги Налоги на товары и услуги Налог на добавленную стоимость
40 Принципы и функции налогообложения 1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика 2. Налогообложение должно носить однократный характер 3. Обязательность уплаты налогов 4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков 5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно- политическим потребностям
41 Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом (прибылью). Налогооблагаемый доход (прибыль) равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.
42 Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами
43 Виды налоговых льгот: 1) необлагаемый минимум объекта налога; 2) изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР); 3) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны); 4) понижение налоговых ставок; 5) вычет из налоговой базы (налоговый вычет); 6) налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).
44 Системы налогообложения: Система прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога Система пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах (налоговой базе), независимо от их величины Система регрессивной ставки налога означают уменьшение ставки по мере возрастания дохода (налоговой базы)
45 Важнейшие функции налогов: 1) фискальная функция - финансирование государственных расходов 2) социальная функция - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними 3) регулирующая функция - государственное регулирование экономики