Консалтинговая компания «Конкретика» Брендинг малых городов и районов: как привлечь внимание и финансы 23 августа 2013 года Блашенкова Вера Сергеевна Директор по развитию Консалтинговой компании «Конкретика» (г.Москва)
Задачи брендинга 1. Бренд помогает выделиться на фоне остальных, чтобы заметили при сравнении с другими МАРИЙ ЭЛ Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми, МАРИЙ ЭЛ, Республика Алтай, Татарстан, Чувашия, Удмуртия, и еще десятки регионов России. В России более городов и свыше муниципальных образований. Их сравнивают…
Задачи брендинга Проект также должен выделяться на фоне остальных, чтобы заметили при сравнении с другими Это лишь 4 туристических проекта в Марий Эл из Проекты будут сравнивать… Наименование проекта Общая стоимость проекта, тыс. руб. 1 Строительство экотуристического комплекса «Чодыраял» в Волжском муниципальном районе 35000,0 2 Строительство туркомплекса «Околица» в Килемарском районе 34300,0 3Гостиница «У истоков Немды»25000,0 4 Развитие хуторского туризма в Мари-Турекском мун. районе 46952,0
Выводы из задачи-1 брендинга 1. Надо знать наши целевые группы. Пример. Кому удобно в городе или районе останавливаться, чтобы что-то посмотреть, перекусить, сделать санитарную остановку, купить запасы в поход и т.д.? Пример. Гость из Москвы может посетить за день ДВЕ республиканские столицы – Йошкар- Олу и Чебоксары => думаем о турпродукте на выходные. 2. Надо знать, кто наши конкуренты и партнеры. Пример. Где, проезжающие автомобилисты могут остановиться ВМЕСТО нашего города / района. Гости из Чебоксар и Казани могут приезжать в Козьмодемьянск. 3. Этнотуризм жителям России не совсем понятен, народности НЕ спозиционированы. Пример. Знают о чукчах, кавказцах, армянах. Остальные народности смешиваются => Продавать этнотуры надо как дополнение к популярным турам.
2. Бренд помогает облегчить выбор туристам, инвесторам, профессиональным кадрам, властям
Если сравнивать этнотематику российского Севера…
Выводы из задачи-2 брендинга 1. Надо иметь готовый туристический продукт. Пример. Под этнотематикой понимают: национальные кухню, костюмированное шоу, сувениры, праздники, обычаи, быт… Что будет турпродуктом? За что готовы платить? 2. Надо понимать, как и где наши целевые группы смогут узнать о существовании турпродукта, оплатить его, получить дополнительную информацию (ДО – ВО ВРЕМЯ – ПОСЛЕ пребывания на территории). Пример. Требования к территории у турфирм, предлагающих автобусные туры и активные туры, РАЗНЫЕ Надо знать преимущества нашего турпродукта и территории по сравнению с конкурентами. Пример. Преимущество может быть небольшим: наличие автобусной стоянки, туалета; наличие инвентаря и пр.
Задачи брендинга 3. Бренд помогает увеличить доход территории и жителей от предложений, добавляя месту внимание, известность, престиж.
Выводы из задачи-3 брендинга 1. Надо знать свои предложения и предложения конкурентов: что предлагается, на какой доход мы рассчитываем, какие суммы требуются и на что, чем мы можем помочь инвестору. Пример. Гостиница «У истоков Немды»: требуется 25 млн руб. = 3-х кмн. квартира в Москве. Аренда 3-х кмн. квартиры = тыс. рублей в месяц (ок. 900 тыс. рублей в год). Что выгоднее? Вывод: надо знать, сколько можно заработать и каким образом. 2. Надо понимать, на чем и как жители смогут зарабатывать. Пример. Сдавать туристам в аренду лодки, велосипеды; сидеть с детьми; предлагать настойки, бальзамы, травы, домашние обеды Надо привлекать средства из федеральных программ, активно участвовать в программах софинансирования. Пример. Братск – один из городов с самым большим объемом ветхого жилья в Иркутской области, хотя основан в 1955 г.… Почему? Правильно и вовремя все оформили.
Рекомендации по этнотематике 1. Позиционировать этнотуры через бытовые вещи: кухня, обычаи и пр. Пример. В идеале ориентироваться на продвижение индейцев как народности + присмотреться к продвижению сказочных народов – гномы, смурфики, смешарики 2. Этнотуры продавать НЕ в чистом виде, а в комплексе, как дополнение к популярным турам. Пример. Этнотуры + экскурсии / хобби-туры / активные туры / круизы 3. Объединить усилия по продвижению приволжских народов для продвижения этнотемы в целом (НЕ один маршрут). Пример. Этнозонтик = Марийцы + удмурты + чуваши + мордва + ???
Дополнительно: 1. КНИГИ В.Блашенковой и Н. Макатровой о брендинге территорий в России 2. Примеры и комментарии консультантов в БЕСПЛАТНОЙ специализированной РАССЫЛКЕ «Конкретика об имидже городов и маркетинге территорий» на сайте 3. Методические публикации (СТАТЬИ) на сайте консалтинговой компании «Конкретика»: 4. КОНСУЛЬТАЦИИ экспертов консалтинговой компании «Конкретика»
Благодарю за внимание! + Продолжение на мастер-классе + Ваши вопросы? Компания «Конкретика»