«Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики» Финансовое право
Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Их значение определено местом денежных отношений в экономике, хозяйственных связях. Финансы являются, прежде всего, распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства.
Финансы возникают и существуют в обществе, где действуют товарно-денежные отношения. С помощью финансов государство управляет различными денежными потоками, направляя их на обеспечение решения задач общественного развития.
Финансам свойственны четыре основные функции: 1) Распределительная 2) контрольная; 3) стимулирующая; 4) информационная.
Финансовая деятельность государства это вид государственной деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально- экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Содержание финансовой деятельности государства определяется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает финансовое право во всем многообразии конкретных проявлений правовых норм, правоотношений, правового регулирования и правового сознания.
Результатом финансовой деятельности становятся юридически значимые последствия, наступление которых желательно государству (совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, складываются позитивные финансовые правоотношения).
Финансовой деятельностью государства занимаются органы трех ветвей государственной власти: законодательной исполнительной с судебной
Финансовой деятельности свойственны многие характерные черты, присущие любой юридической деятельности.
Специфические признаки финансовой деятельности: 1. о бязательное участие государства или муниципальных образований в лице их компетентных органов; 2. н аправленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством правотворческой функции; 3. о формление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих официальный и общеобязательный характер; 4. ю ридическое значение ее результатов не только для публичных субъектов (государства и муниципальных образований), но и для иных субъектов финансового права;
Финансовая деятельность реализуется государством как охранительными, так и регулятивными способами, а также административными и экономическими методами.
Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соответствующей части национального дохода.
Финансовая система государства - представляет собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства.
В условиях рыночной экономики применение административных методов в финансовой деятельности сокращается. Они используются в органичном единстве с экономическими методами, которые должны стать доминирующими.
Регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованности любых административных решений и на устранение элементов администрирования в финансовой деятельности.
В финансовой деятельности принимает участие и Президент РФ. Президент Российской Федерации, как глава государства, обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика.
Особое положение среди специальных органов государства призванных оперативно управлять финансами, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с ФЗ от 10 июля 2002 г. 86-ФЗ «О Центральном банке РФ».
Финансовая деятельность в сфере страхования является одним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства. Страховые взносы физических и юридических лиц, мобилизованные в фонды денежных средств, расходуются исключительно при наступлении страхового случая.
Важнейшим специальным органом государственной власти, созданным для осуществления финансовой деятельности, является Министерство финансов РФ.
Финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.
По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.
К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы.
По органам, издающим нормативные финансово-правовые акты, последние подразделяются на: нормативные финансово-правовые акты федерального уровня; нормативные финансово-правовые акты регионального уровня; нормативные финансово-правовые акты органов местного самоуправления.
Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления (государственными, муниципальными органами, предприятиями, учреждениями, организациями), которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.
К финансово-плановым актам относятся: а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты; б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов; б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов; в) финансово-кредитные и кассовые планы банков; в) финансово-кредитные и кассовые планы банков; г) финансовые планы страховых организаций; г) финансовые планы страховых организаций; д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете. е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.
Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны.
Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения.
Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.
Характеризуя финансовую деятельность РФ на современном этапе, важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ, в сфере финансов и денежного обращения осуществляются на основе заключения соответствующих договоров и соглашений.
Для регулирования такого сотрудничества создан специальный орган - Государственный комитет РФ по экономическому сотрудничеству с государствами - членами Содружества (Госкомсотрудничество России).