Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних возможностей
I. Анализ окружающей среды Анализ деловой окружающей среды (среды непосредственного окружения) включает экономические, социополитические, производственные (иногда их называют отраслевыми) и технологические прогнозы.
Технологическая среда: возможность технологического прорыва; возникновение нового товара с принципиально новыми качествами; размер и структура НИОКР; исследовательская база; научная проработка; закупка лицензий; * возможности технического уровня; * научно-технический уровень выпускаемых изделий. ________________________________________ * - рассматривается по сравнению с конкурентами
Производственная среда: анализ отраслей – поставщиков; анализ отраслей – потребителей. Показатели: рост (или спад) производства отдельных видов продукции; прибыльность; капиталовложения; инвестиции; динамика основных производственных средств (фондов); структурные сдвиги (возможные изменения сырья, квалификационного состава сотрудников, оборудования и пр.); структура и характер потребления выпускаемой продукции.
Экономическая среда (показатели): Уровень инфляции; Уровень занятости; Цикл деловой активности; Цикл денежного обращения; ВНП (ВВП)
Социополитическая среда: Политическая стабильность; Полная и непротиворечивая система законодательства по экономической деятельности; Информация по перспективному государственному регулированию в области: социальной защищенности населения; внешней торговли; политике ценообразования; экологических мероприятий; охраны труда и здоровья трудящихся; накладывания ограничений на производство того или иного продукта путем контроля его качества; научных разработок и исследований.
II. Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних возможностей направлена на поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия за счет собственных источников развития.
Компоненты анализа потенциала организации С позиций стратегического планирования может быть рассмотрена как совокупность двух основных компонентов: позиционного анализа собственно оценки внутренних возможностей
Потенциал организации включает в себя: организацию управления (менеджмент); маркетинг; исследование и разработки; технологию и производство; персонал; финансы; организационную культуру.
Группы факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества: превосходство в ресурсах (любых: трудовых, материальных, финансовых, производственных, интеллектуальных и др.); эффективность выполнения всех видов деятельности (лучшее мастерство, умение).
Сильные стороны: высокая компетентность; - достаточные финансовые ресурсы; - совершенная технология; - хороший менеджмент; - высокая трудовая этика; - квалифицированная команда управленцев; - хорошая система контроля качества продукции и т.д.
Слабые стороны: - устаревшее оборудование; - высокие производственные издержки; - отсутствие четких стратегий развития; - нехватка финансовых или иных видов ресурсов; - устаревшая организационная структура; - слабое представление о рынке и др.
Задача управления – max сильные стороны; min воздействие слабых сторон. Если изменения на рынке связаны с сильными сторонами, у организации появляется возможность укрепить свои конкурентные позиции, если со слабыми – организация сталкивается с повышенными рисками и угрозами внешней среды.