« Внедрение модели системы управления качеством образования в ОУ НСО » Представитель руководства по качеству МБОУ « Лицей 200» Е. А. Минакова
« Богатство нации определяется процессами управления » Э. Деминг
23 августа 2011 г. приказ Минобрнауки НСО 1452 « Об итогах конкурсного отбора ОУ НСО на реализацию регионального проекта « Внедрение модели системы управления качеством образования в ОУ НСО »
Координатор проекта : Управление лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования ( Н. П. Юсупова ) Региональный оператор : ГОУ ДПО НИПКиПРО, кафедра управления образованием ( Л. А. Каменщикова ) Научный консультант лицея : начальник отдела менеджмента качества ФГБОУ ВПО « НГПУ » И. В. Барматина Социальные партнеры : МАОУ « Лицей 9» ( Г. Ф. Филимонов, Л. В. Куневская )
Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
СМК подразумевает наличие чётко описанных должностных обязанностей сотрудников, процедур, процессов и ресурсов, создающих условия для обеспечения качества организационной структуры образовательного учреждения
Качество Качество условий Качество процессов Качество результата Материально - техническое обеспечение Качество кадрового потенциала Качество процесса управления Качество основных процессов Качество процессов обеспечения Качество процессов измерения, анализа, улучшения Модель компетентностей лицеистов Конкурентоспособность лицея
Изначально СМК была разработана для промышленников и предпринимателей после II Мировой войны с целью повышения количества и качества выпускаемой продукции.
В 90- е годы при переходе к рынку в России заговорили об СМК в промышленности. В начале XXI века менеджмент и ориентирование на качество пришли в образование. Почему ? Мы оказываем услуги !
планирование качества ; управление качеством ; обеспечение качества ; улучшение качества
В СМК заложены 9 критериев и их составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности ОУ с позиций менеджмента качества как систему требований к управлению качеством образования в образовательном учреждении :
Лидирующая роль руководства Политика и стратегия Менеджмент персонала Ресурсы и партнеры Менеджмент процессов : деятельность по разработке, внедрению и улучшению СМК основные процессы образовательной деятельности вспомогательные процессы Удовлетворенность потребителей Удовлетворенность персонала Влияние образовательного учреждения на общество Результаты деятельности образовательного учреждения
1. Создание Совета по качеству 2. Разработку Политики в области качества 3. Определение перечня процессов 4. Создание карт процессов, матрицы ответственности по процессам, блок - схемы процессов 5. Создание обобщенной схемы процессов
6. Описание обязательных документированных процедур ( управление документацией и записями, внутренние аудиты, корректирующие действия, предупреждающие действия ) 7. Разработка Руководства по качеству 8. Проведение самооценки эффективности системы УКО ( 2 раза в год ) 9. Оценка удовлетворенности потребителей (2 раза в год ) 10. Организация и проведение внутренних аудитов 11. Сертификация системы
ГОСТ Р ИСО СМК « Основные положения и словарь » ГОСТ Р ИСО – СМК « Требования » ГОСТ Р ИСО – СМК « Рекомендации по улучшению деятельности » ГОСТ Р ИСО – СМК « Руководящие указания по аудиту » ГОСТ ISO « Системы менеджмента качества. Требования »
Лицей 200 – это многогранное учреждение, в котором наряду с реализацией естественно – научного и физико – математического направлений, с учетом социальной заинтересованности созданы условия для получения качественных знаний гуманитарных дисциплин.
создание и развитие системы менеджмента качества ; предоставление качественных образовательных услуг, гарантирующих конкурентноспособных на образовательном рынке обучающихся ; развитие инфраструктуры лицея для создания комфортной и безопасной среды ; создание механизма выявления одаренных детей и работа с ними ; формирование инновационно – мыслящего педагога в условиях модернизации образования ; совершенствование технопарка и ресурсного центра лицея ; системная оценка удовлетворенности потребностей потребителей.
естественно – научное направление средней и старшей ступеней ; серия специализированных классов многопрофильное обучение старшей ступени ; углубленное изучение отдельных предметов ; сотрудничество с ВУЗами ; система дополнительного образования ; ученическое самоуправление ; технопарк и ресурсный центр ; психолого – педагогическая служба ; реализация целевых программ мониторинг удовлетворенности потребителей ; участие в международных проектах
Группа 1 – Процессы управленческой деятельности руководства Планирование и развитие СМК Лицензирование и аккредитация Анализ СМК со стороны руководства Оценка удовлетворенности потребителей Управление документацией Управление записями Распределение ответственности и полномочий
Группа 2 – основные процессы Маркетинговая деятельность Проектирование и разработка образовательных программ Подготовка и прием в лицей Реализация основных образовательных программ Воспитательная и внеурочная работа с обучающимися Реализация программ дополнительного образования Выявление одаренных детей и работа с ними
Группа 3 – Процессы обеспечения Управление финансами Менеджмент персонала Закупки Управление информационной средой Библиотечное и информационное обслуживание Управление инфраструктурой Управление производственной средой
Группа 4 – Процессы измерения, анализа и улучшения Мониторинг удовлетворенности потребителей Внутренний аудит Мониторинг результатов обучения Управление несоответствующей образовательной услугой Корректирующие действия Предупреждающие действия
управление документацией и записями, внутренние аудиты, корректирующие действия, предупреждающие действия
Руководство по качеству
Какое качество мы получили по результатам этого года? Удовлетворяет оно нас или нет? Что с этим делать?
Анализ Мониторинг Управленческие решения Корректирующие действия Предупреждающие действия
Качество обучения по ступеням Высокие результаты оценки качества предметных достижений Высокие результаты деятельности спецклассов Результаты ГИА – 9 Результаты ЕГЭ ( кол - во 100 б., кол - во б., кол - во б., кол - во не перешедших предел ) Кол - во медалистов (100 б., поступление на бюджет ) Поступление в соответствии с профилем Участие в региональных проектах Участие в профессиональных конкурсах Бюджетные сертификаты Победители НПК Победители олимпиад Дистанционное обучение Издательская деятельность Проведение семинаров Удовлетворенность потребителей