СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Составитель: учитель немецкого языка МОУ Весёловская СОШ 2 Мамаева О.Н.
Средства обучения (педагогические средства) – те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие ( учебный процесс ).
Типы средств обучения: Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, раздаточный материал) Наглядные плоскостные (записи на доске, плакаты, карты) Аудиовизуальные (слайды, презентации, учебные кинофильмы) Учебные приборы (компас,барометр, колбы)
Типы средств обучения: Демонстрационные модели (гербарии, макеты, модели) Слово учителя (преподавателя) Электронные (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, цифровая техника)
Роль средств обучения в образовательном процессе: 1. Компонент процесса обучения; 2. Сочетание разных видов подачи информации; 3. Многоплановое воздействие на обучаемого; 4. Увеличение скорости подачи, информированности и глубины познания учебного материала; 5. Оказание влияния на другие компоненты учебно-воспитательного процесса.
Связь с методами обучения: МетодЦельСредства обучения Работа с учебникомАнализ информации из текста Учебник Частично поисковый, демонстрационный Наблюдение, анализ и обобщение Натуральные объекты, микропрепараты, модели, таблицы, карты, ТСО, мультимедийные ресурсы Поисковый лабораторный Исследование предмета или явления и обобщение Лабораторное оборудование, мультимедийные ресурсы Анализ (строения)Изучение строения объекта Таблица, макет, фильм (ТСО), живой объект, мультимедийные ресурсы
Связь с содержанием урока: 1. Подтверждают основное содержание. 2. Выявляют новую точку зрения на содержание. 3. Структурируют содержание так, чтобы можно было сравнивать, сопоставлять. 4. Служат для разъяснения материала. 5. Усиливают интерес к содержанию (по-новому описывают предмет или явления). 6. Служат для мотивации к изучению темы. 7. Содержат задания для дальнейшей самостоятельной работы учащихся. 8. Помогают реализовать межпредметные связи.
От чего зависит выбор СО: 1. От целей; 2. От содержания; 3. От возрастных и интеллектуальных особенностей класса; 4. От методов; 5. От матеральной базы.
Принципы отбора СО к уроку: 1. Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся; 2. Гармоничное использование различных средств обучения; 3. Учёт дидактических целей; 4. Средства обучения должны способствовать сотрудничеству на уроке; 5. Приоритет правил безопасности в использовании средств обучения; 6. Определение последовательности, с которой средства обучения будут использованы; 7. Каждый вид средств обучения должен использоваться с конкретной целью.
Правильность выбора СО. На основе анализа эффективности учебного процесса. 1. Интерес учащихся к теме ( проявляется в их активности на уроке ). 2. Достижение целей : а ) степень усвоения материала каждым учащимся ; б ) приобретение ожидаемых компетенций ( умений и навыков ) – данный показатель определяется с помощью различных форм оценивания.