Иллюстративные жесты и структура дискурса Диалог-2009 Юлия Николаева
I. Основные понятия Жесты Их классификация Иллюстративные жесты
Определения: жесты Движения, распознаваемые другими как совершенные намеренно с целью выразить что-то в процессе коммуникации (Kendon 1996: 9).
Определения: жесты Движения, распознаваемые другими как совершенные намеренно с целью выразить что-то в процессе коммуникации (Kendon 1996: 9). Знаковые кинетические единицы выражения и передачи информации (Крейдлин 2002: 10).
Определения: жесты Движения, распознаваемые другими как совершенные намеренно с целью выразить что-то в процессе коммуникации (Kendon 1996: 9). Знаковые кинетические единицы выражения и передачи информации (Крейдлин 2002: 10). Почти всегда – только движения рук
Классификация жестов (а) имеющие самостоятельное лексическое значение и способные передавать смысл независимо от вербального контекста - эмблемы
Классификация жестов (а) имеющие самостоятельное лексическое значение и способные передавать смысл независимо от вербального контекста - эмблемы (б) выделяющие какой-то речевой или иной фрагмент коммуникации - иллюстраторы
Классификация жестов (а) имеющие самостоятельное лексическое значение и способные передавать смысл независимо от вербального контекста - эмблемы (б) выделяющие какой-то речевой или иной фрагмент коммуникации - иллюстраторы (в) управляющие ходом коммуникативного процесса - регуляторы
Иллюстративные жесты Иллюстраторы - по своей природе не могут передавать значения независимо от слов - никогда не употребляются без речи Также используются термины «жестикуляция» (Kendon 1983) и «движения, ориентированные на речь» (Butterworth, Beattie 1979).
II. Признаки жестов, связанные со структурой дискурса 1. Смена положения рук в нейтральной позиции (в состоянии покоя).
II. Признаки жестов, связанные со структурой дискурса 1. Смена положения рук в нейтральной позиции (в состоянии покоя). 2. Изменение места производства жеста, а также сохранение ментального пространства.
II. Признаки жестов, связанные со структурой дискурса 1. Смена положения рук в нейтральной позиции (в состоянии покоя). 2. Изменение места производства жеста, а также сохранение ментального пространства. 3. Изменение числа рук, участвующих в жесте.
II. Признаки жестов, связанные со структурой дискурса 1. Смена положения рук в нейтральной позиции (в состоянии покоя). 2. Изменение места производства жеста, а также сохранение ментального пространства 3. Изменение числа рук, участвующих в жесте. 4. Повторяющиеся жесты или отдельные их характеристики, при изменении других.
II. Признаки жестов, связанные со структурой дискурса 1. Смена положения рук в нейтральной позиции (в состоянии покоя). 2. Изменение места производства жеста, а также сохранение ментального пространства 3. Изменение числа рук, участвующих в жесте. 4. Повторяющиеся жесты или отдельные их характеристики, при изменении других. 5. Форма, семантика и тип жеста.
Руки в положении покоя 1: Вступление: «Фильм был довольно странный, потому что совершенно не было никаких диалогов…» 7: Пересказ сюжета: «У него стояло три корзины с грушами, и он поднимался на лестницу…»
Место жеста в пространстве-1 129: Они ему свистнули, он остановился, 131: Они подошли, взяли груши,
Место жеста в пространстве-2 134: Они уходят, и проходят мимо дерева, 136: Где мужчина собирает груши.
Место жеста в пространстве-3 383: …берет целую корзину груш, себе ставит на велосипед спереди, (…0.6) вот, и уезжает. 387: (..а 0.6) Едет он (..0.3) по (….1.0) какому-то полю (ну опять же этот пейзаж, который я тебе описала),
Число рук, участвующих в жесте, и симметрия. Связано с содержанием: Уходящий – чаще всего левой рукой 521: «Мимо проходит какой-то дяденька с козой» «Садовник собирает груши» - 2 руки симм. 161: «и раскладывает аккуратненько» «Мальчик хочет взять 1 грушу» - правая рука Девочка едет навстречу – 2 руки несимм.
Заключение Жесты выделяют главные высказывания: наименее предсказуемые или макропропозиции, Они сообщают довольно полную информацию о том, как говорящий разделяет дискурс на части / эпизоды, А также о том, что именно говорящий хочет объединить или противопоставить.