«ФГОС дошкольного образования» Старший воспитатель МОУ Богданихской СОШ Лебедева О.А.
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее" В.А. Сухомлинский
Дошкольное образование согласно Федеральному закону от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") ( Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации вступает в силу 1 сентября 2013 г.) направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования. В первую очередь, это: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста; обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка; минимизация рисков кризисов возрастного развития ребенка при переходе от дошкольного детства к начальной школе;
приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; развитие вариативных образовательных программ, поддерживающих социокультурное разнообразие детства; разработка нормативов условий, обеспечивающих общую организацию содействия детей и взрослых в дошкольном детстве; соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
ФГОС включает в себя требования: к структуре основных образовательных программ (в т. ч. соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в т. ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ.
Качество дошкольного образования можно обозначить как комплексную характеристику, выражающую степень соответствия дошкольного образования федеральному государственному образовательному стандарту.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п.
Универсальные учебные действия
Задача для дошкольного воспитания – формирование и развитие мобильной личности, способной к самостоятельному поиску знаний, принятию решений на основе самостоятельно полученной информации. Ребенок со сформированными УУД наиболее успешен в жизни.
Предпосылки регулятивных УУД дошкольника
Предпосылки познавательных УУД дошкольника
Предпосылки коммуникативных УУД дошкольника
Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу Положительно относится к школе Умеет положительно относиться себе, обладает чувством собственного достоинства *** Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека Умеет уважать достоинство других Умеет беречь свои вещи Любит свою семью Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре. В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнеров. Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила Может поддержать разговор на интересную для него тему Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности Умеет делать самооценку и себе и своим действиям Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…" В.А. Сухомлинский