ПОДГОТОВКА К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Информационно-методический кабинет отдела образования администрации Тоншаевского района
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации«, утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации года и вступили в силу года
Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность
Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, и обеспечивает возможность учёта федеральных, региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ при разработке и реализации Программы дошкольной организацией
При разработке Стандарта учтены: Индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Стандарт утверждает основные принципы: п.1.4 полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; Сотрудничество ДОУ с семьей;
Стандарт утверждает основные принципы: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей; учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт преследует следующие цели: П.1.5 обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования; повышение социального статуса ДО
Стандарт решает задачи: П.1.6 охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
П.1.7 Стандарт – основа для: разработки примерных образовательных программ дошкольного образования формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно- управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования
П.1.8. Стандарт включает требования к Результатам освоения Программы Условиям реализации Программы Структуре Программы и ее объему
Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ДО 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 57 «О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 2. Федеральный закон от года 273 «Об образовании». 3. План разработки государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации Д. Ливановым в феврале 2013 года). 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года 792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на годы». 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Вступает в силу: 1 ноября 2013 г.
6. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от г «Об утверждении федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования». 7. Закон Нижегородской области от г. 160-З "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области субвенций на исполнение полномочий в сфере общего образования" 8. Приказ министерства образования Нижегородской области от «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС дошкольного образования»
Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.
Цель методического сопровождения в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Модель введения ФГОС Организационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение (повышение квалификации) Материально- техническое обеспечение Информационно- методическое обеспечение Координационно- методическое обеспечение Диагностико- аналитическое обеспечение
Прогнозируемые результаты Координация действий всех участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО Создание в образовательных учреждениях норм и ресурсного обеспечения процесса внедрения ФГОС ДО Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников Формирование мотивационной готовности участников внедрения ФГОС ДО Обогащение современными образовательными технологиями
Мероприятия по введению ФГОС Круглые столы Курсы повышения квалификации по ФГОС Само- образование Семинары, семинары- практикумы, педагогические советы Участие в конкурсах Методические дни, недели Открытые мероприятия
Успехов и профессионального совершенства