Двухкомпонентная модель социально-образовательной интеграции в ЮЗАО Екжанова Елена Анатольевна – д.п.н., профессор, директор ГБОУ центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево»
Инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений (Закон Об образовании лиц с ОВЗ в городе Москве от 28 апреля )
Онтогенетический подход многоуровневой модели интеграции 1. Период раннего детства. 2. Дошкольное образование. 3. Школьное обучение. 4. Профессионально-трудовая адаптация. На каждом возрастном этапе свои цели, задачи, виды, направления и условия эффективности интеграции (Е.А.Екжанова, 2009).
Трехуровневая модель межведомственного взаимодействия Диспансерноенаблюдение по месту жительства Комплексная помощь семье Специализированные образовательные услуги
Государственный заказ для ППМС Центров Служба ранней помощи Методическое сопровождение инклюзивных ОУ Коррекционно - развивающие занятия Социально- психологическое сопровождение ребенка и семьи Дошкольное образование Разработка программ, учебников и УМК Школьное образование Постинтернатная адаптация подростков и юношества Повышение квалификации специалистов ОУ
Структура детского контингента, в том числе, нуждающегося в поддержке 10% Дети с ОВЗ, не имеющие официального статуса инвалидов 35% Дети «группы риска» 50% Дети с нормативным развитием 5% Дети с инв.
Динамика уровня готовности детей 6–7 лет к систематическому школьному обучению по результатам скрининга Е.А. Екжановой (район Ясенево, 2001/ /13 учебные годы) Учебный год Всего детей Высокая возрастная норма Стабильная середина Группа риска Группа экстра риска Проблемные дети (группы риска и экстра-риска) %30%40%2%42% %42%35%4%39% %44%41%6%47% %44%33%6%39% %40%39%6%45% %42%30%6%36% %40%34%9%43% %37%38%9%47% %38%39%8%47% %40%37%8%45% %46%31%6%37% %45%30%8%38%
Двухкомпонентная модель инклюзивного образования в округе Концепция инклюзивного / интегрированного образования в округе базируется на двухкомпонентной модели с учетом потребностей и специфики детского контингента. Во всех ОУ создаются условия, разрабатывается содержание и методика психолого – педагогического сопровождения для детей с неярко выраженными отклонениями развития (дети с гиперактивностью и дефицитом внимания, имеющие легкие сенсорные расстройства, недостатки в речевой и когнитивной сфере, эмоционально – волевой регуляции, с легкими формами заболеваний аутистического спектра). Социально-образовательная интеграция в многоуровневых педагогических комплексах, включающих службы ранней помощи, лекотеки, группы кратковременного пребывания, дошкольные и школьные учреждения, ППМС центры. Тесная взаимосвязь в деятельности этих учреждений позволит обучать и воспитывать ребенка с ОВЗ, сопровождая его на всем протяжении образовательной вертикали (дети с умственной недостаточностью, тяжелыми нарушениями речи, выраженными двигательными и сенсорными нарушениями, со сложной структурой дефекта, которым необходимы особые условия материально-технического, коррекционно-развивающего, методического и кадрового обеспечения).
Система социально-педагогического сопровождения инклюзивного образования Дети с неярко выраженными нарушениями развития Коррекционно – развивающие занятия со специалистами помогающих профессий (дефектологи, логопеды, психологи) Социальная адаптация ребенка средствами дополнительного образования Дети со сложной структурой дефекта Психолого - медико – педагогическая комиссия: разработка индивидуального коррекционно - образовательного маршрута
Содержание коррекционно- педагогической поддержки детей с ОВЗ Образовательное направление Коррекционно-развивающее направление (дети с неярко выраженными нарушениями развития) Социальная адаптация (для детей со сложной структурой дефекта)
Федеральный государственный стандарт инклюзивного образования общие требования к содержанию базового и профильного общего образования (образовательных программ); условия предоставления образовательных услуг; требования к педагогическим кадрам; нормативы учебной нагрузки обучающихся; порядок уровня определения подготовки выпускников.
Безбарьерная среда условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа ребенка с ОВЗ в здания и помещения образовательного учреждения; организация их пребывания и обучения в этом учреждении: визуальные, звуковые и тактильные средства информации, поручни, пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места; специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения индивидуального и коллективного пользования, в том числе для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов; организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий; организация спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно- гигиенического обслуживания.
Перспективы внедрения инклюзивного образования Внесение изменений в локальные акты учреждений и организацию учебно-воспитательного процесса. Совершенствование гуманистической составляющей образования, в том числе и в системе дополнительного образования. Овладение педагогами ОУ коррекционными методиками и технологиями. Успешная социализация детей с ОВЗ, в том числе и создание условий для автономного существования. Повышение толерантности со стороны родителей и детей с нормальным развитием. Появление в ОУ новых подходов к обучению, развитие творческой инициативы учителей, повышение их методической и психологической грамотности.
Показатели продуктивности инклюзивного образования коммуникативные навыки выпускников; навыки самообслуживания; степень готовности к трудовой деятельности; количество выпускников, продолживших образование.
Методическое обеспечение интеграции /инклюзии
Спасибо за внимание !