КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ (развитие образования) 2008 год « … уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, инициативность, воображение, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития базовых способностей детей. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей педагогов. Необходимо провести модернизацию технологий дошкольного образования…»
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от года Гл.2 ст. 10 В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28 августа 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. 17 октября 2013 года подписан приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (1155)
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Комментарии к ФГОС ДО (письмо Минобрнауки РФ от 20 февраля 2014 года )
ЗАДАНИЕ Необходима ли стандартизация дошкольного образования ?
Системность изменений ФГОС ДО стандарт профессиональной деятельности воспитателя квалификационные характеристики (набор компетентностей, требуемых стандартам для реализации ФГОС ДО) требования к стандарту подготовки воспитателя (ФГОС ВПО, ДПО и СПО)
Динамичность изменения нормативно-правового поля (ФЗ «Об образовании», ФГОС ДО, комментарии к ФГОС Д, приказ МОиН России от года 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам» - вместо типового Положения, санитарные нормы и правила…)
Появление программ межведомственного характера ( достижение цели и общих результатов за счет объединения ресурсов разных сфер : образование + здравоохранение + социальная сфера ) ЗАДАНИЕ Исходя из Вашего опыта, какие проблемы можно решить за счет программ межведомственного характера ?
Принцип децентрализации ( передача полномочий и ответственности ) Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень Уровень ОУ
ПРИМЕРЫ : 1. Федеральный уровень – ФГОС ДО, примерные основные образовательные программы дошкольного образования Уровень ОУ – ООП ДОО ( с учетом примерной программы, не более 40% - часть программы, разрабатываемая участниками образовательного процесса ) 2. Республика Соха ( Якутия ) разработали проект инновационного развития дошкольного образования. 3. В настоящее время идет разработка принципов образовательной политики в сфере общего образования Красноярского края.
Обеспечение равенства возможностей качественного дошкольного образования - дети с особыми возможностями здоровья (инклюзивное образование) - одаренные дети - дети разных национальностей, плохо владеющие или не знающие русского языка - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и пр. ЗАДАНИЕ На Ваш взгляд, каковы причины такого разнообразия, влияющего на систему дошкольного образования?
Причины : - увеличение количества детей с ОВЗ - миграция населения ( трудовая, из - за военных конфликтов ) - увеличивается число приемных детей - увеличивается количество разводов ( психологическая травма, воспитание мальчиков по « женскому типу ») - нарастающий разрыв в благосостоянии населения и пр. Разнообразие в образе жизни, благосостояния, культуры, языков, вероисповедания …
Разнообразие и вариативность форм дошкольного образования позволяет решать задачу обеспечения доступности дошкольного образования ЗАДАНИЕ Назовите известные Вам формы современного ДО.
Смена целевых ориентиров в оценке качества дошкольного образования : с результатов на процесс. ЗАДАНИЕ Назовите показатели по которым оценивают качество образовательной деятельности воспитателя в Ваше детском саду.
ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВА СТРУКТУРНЫЕ ( кол - во детей в группе, педагогов в ДОУ, квалификация педагогов, площади, освещенность …) ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ( взаимодействие, коммуникация, психологическая среда ; формы, способы и методы организации образовательной деятельности и пр.)
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ВЫБОР ЗАДАНИЕ Представьте, что от Вас зависит по какой примерной Программе будет работать Ваш детский сад. Вам нужно выбрать примерную ОП из федерального перечня. В нем предлагается 15 программ. Назовите существенные для Вас моменты, на основании которых Вы будете выбирать программу.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 23 августа 2013 года в Красноярске состоялся Краевой августовский педагогический совет Доклад министра образования и науки Красноярского края С. И. Маковской «По состоянию на 1 августа 2013 года в крае получают дошкольное образование в детских садах, в группах полного дня и кратковременного пребывания при образовательных учреждениях 85,5% детей от общего количества детей в возрасте от 3 до 7 лет.»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ «В очереди в дошкольные образовательные учреждения стоят более 31 тыс. детей. Проблему обеспечения детей местами в ДОУ мы будем продолжать решать. В связи с этим нам необходимо усилить работу по поддержке деятельности негосударственных детских садов, по использованию механизмов частно- государственного партнерства.»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ «Мы не должны ограничиваться исключительно идеологией «присмотра» за детьми и «прямой» подготовкой их к школе. Коллективам ДОУ в своей работе следует основываться на развивающих программах, которые обеспечат полноценное проживание дошкольного периода детства.»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Обросова Людмила Георгиевна заведующий Центром дошкольного образования